Ума Турман: "Замечательно предоставить таким людям, как Иван, платформу, на которой они смогли бы проявить талант"

26 июля 2014 в YouTube Space в Лос-Анджелесе состоялась премьера короткометражных фильмов международного конкурса Jameson First Shot с участием Умы Турман — «Подарок», «Земная богиня» и «Прыгай!». Ума Турман вместе с режиссером «Подарка» Иваном Петуховым дала эксклюзивное интервью kinopoisk.ru.

— Ваша фильмография состоит из картин самого широкого диапазона — тут и высокое европейское искусство вроде «Нимфоманки», и супергеройский экшн «Бэтмен и Робин», и комедии «Продюсеры» и «Муви 43». Что должно быть в фильме, чтобы вы согласились в нем сняться, и почему вы решили поработать с совсем начинающими режиссерами?

— Ума Турман: Что мне понравилось в этом проекте, это создание новых возможностей для людей. Используя, в основном, интернет, пригласить людей поделиться своими идеями и быть услышанными там, где на них бы иначе не обратили внимания. Мне показалось замечательным предоставить таким людям, как Иван, платформу, на которой они смогли бы продемонстрировать свой талант. Конечно, я и волновалась, и было немного страшновато, потому что я не могла знать, что получится. Интересно было уже одно только то, чтобы творческие люди из реального мира, а не из Голливуда, прислали сценарии, в которых, по их мнению, мне было бы реально интересно сыграть. Обычно ты читаешь сценарии, написанные кем угодно по другим причинам. Иногда кто-то пишет, имея тебя в виду, но в большинстве случаев это не так. А здесь идея в том, чтобы высказаться смогли реальные люди, не имеющие отношения к Голливуду, даже иногда к кино вообще — это очень захватывающе.

— Вот первый день на площадке. Вы, Ума, успешная актриса, звезда, а вы, Иван, снимаете впервые. Как вы наладили контакт и смогли продуктивно работать вместе?

— Ума Турман: Ну, мы просто начали работать. Вообще было девять претендентов, которыми заинтересовалась продюсерская команда, по три из каждой страны. Я не знаю, как изначально работал Кевин Спейси и что делал Уиллем Дефо, который тоже участвовал в этом эксперименте, а я позвонила всем девятерым, чтобы поговорить об их сценариях и проектах. И отметила для себя троих — они, собственно, в итоге и приехали снимать. Так что все началось со звонка и личного разговора о сценарии Ивана, о том, что он думает и чувствует. То есть еще до того, как Иван выиграл, у меня уже появилось доверие к нему.

— Иван Петухов: Да, это началось намного раньше, чем мы, собственно, пришли на съемочную площадку. Помню тот звонок — я сидел со своими пометками, а Ума разбирала сценарий и говорила: ой, мне нравится вот этот момент, вот это очень хорошо, а что, если здесь сделать вот так, а я такой — отличная идея. Я собирал все хорошие идеи.

— Ума Турман: Вроде бы, я тогда даже прочитала какие-то куски из него.

— Иван Петухов: Да весь сценарий. Ты как-то слишком серьезно к этому отнеслась.

— Ума Турман: Так это и было серьезное дело. А что, считаешь, надо было отнестись к этому как к шутке?

— Иван Петухов: Нет-нет-нет, просто я думал, что, раз ты — звезда…

— Ума Турман: Вот именно потому, что я звезда, я и должна относиться к работе очень серьезно.

— Иван Петухов: Тогда я как раз и начал понимать, что ты звезда потому, что ты намного профессиональнее и глубже, чем все остальные.

— Ума Турман: Далеко не все, но мне было важно — твой сценарий был очень хорош. Все три сценария очень разные, а твой — в нём много нежности и скрытых эмоций, написанных очень деликатно.

— Иван Петухов: Да, я это как раз то, чего я хотел — обойтись без каких-то плакатных ходов, сделать всё тонко и мягко. Как говорится, ложь кричит, правда шепчет. И ты отлично это передала, и Эндрю тоже.

— Ума Турман: Да, этот джентельмен, которого утвердили на роль, замечательный.

— Иван Петухов: Мне даже было неудобно — ты на площадке просила дополнительных указаний, а я и не знал, что сказать, потому что все получалось так круто. И у вас двоих такая химия, оставалось только дать вам возможность все сделать самим.

— Ума Турман: Кто-то из великих сказал, что 90% работы режиссера заканчивается, когда завершен кастинг. Но вообще ты руководил площадкой как надо, и твоя режиссура была очень хороша — направлял, подбадривал в нужный момент, иногда говорил попробовать другую актерскую краску.

— Иван Петухов: Это были очень небольшие поправки. Большую часть времени я получал удовольствие от вашей с Эндрю игры. Я был счастлив находиться там и просто смотреть на всё это.

— Ума Турман: Ты это заслужил.

— Иван Петухов: Надеюсь, но, думаю, будущее покажет, заслужил или нет.

— Ума Турман: Просто наслаждайся текущим моментом.

— Иван Петухов (смеется): Окей.

— Ваше предыдущее сотрудничество с Кевином Спейси было на съемках фильма «Генри и Джун», где вы оба снимались. С тех пор многое изменилось, теперь он также продюсер, каково работать с ним?

— Ума Турман: Я обожаю Кевина Спейси. Мы познакомились еще до «Генри и Джун» — в Нью-Йорке, когда мне было 16, и я всегда считала, что он замечательный актер. Он добился колоссального успеха по обе стороны камеры, и этот проект для него — возможность поделиться этим успехом. Он посвящает массу времени тому, чтобы создавать возможности для людей.

— Как и Кевин, вы сами спродюсировали несколько проектов — «Случайный муж», «Девушка-солдат». Это совершенно другой опыт, нежели актерская работа.

— Ума Турман: Да, я немного продюсировала, и хотелось бы сделать больше в этом направлении. Продюсирование — это круто, мне нравится разрабатывать материал. Откровенно говоря, в будущем я хочу больше заниматься именно этом. Семейная жизнь и актерство не оставляют особо много времени на другие дела — к сожалению. Хотелось бы быть намного эффективнее и созидательнее, но все это требует времени, так что приходится чем-то жертвовать.

— Для вас есть разница в работе над полным метром и короткометражкой, за исключением сроков и масштаба, конечно?

— Ума Турман: Если говорить о проекте Jameson First Shot — здесь все непредсказуемо, ты понятия не имеешь, что будет. Мне показалось интересным вписаться в проект, о котором ты заранее ничего не знаешь и посмотреть, как выстроится творческий процесс, как самые разные люди соберутся и реализуют свои идеи, концепции. Это так захватывающе.

— Актеры разными способами готовятся к своим ролям — физические тренировки, изучение акцентов, приобретают какие-то специальные навыки. Вам пришлось как-то готовиться к тому, чтобы играть в короткометражных фильмах конкурса Jameson First Shot?

— Ума Турман: Мы встречались с каждым автором и подробно разбирали сценарии — так же, как я бы взаимодействовала с режиссерами на любом другом проекте. Моя задача была — сотрудничать и дать им возможность проявить себя как режиссерам. Один хотел, чтобы я выглядела так, другой — иначе, я выясняла, как им понравится то или другое. Я начинала с авторского кино, и возможно, этот бэкграунд наложил отпечаток — я очень уважаю режиссера.

— В России растущая киноиндустрия, и сейчас голливудские актеры снимаются в русских фильмах — Милла Йовович, Шэрон Стоун, а российские режиссеры снимают здесь. Вам не поступало предложений от русских режиссеров или продюсеров?

— Ума Турман: Было одно, и было бы здорово, чтобы все получилось, но в тот момент был не совсем подходящий график, так что, возможно, в будущем.

— Что вам больше всего нравится в проекте Jameson First Shot?

— Ума Турман: То, что на моих глазах три человека получили такой шанс, какого у них в другом случае бы просто не было. Это так же потрясающе, как смотреть Олимпиаду.