Ветеран-десантник Павел Клетнев: "Многие волнуются перед первым прыжком"

Расскажите, как вы стали десантником?

- В 1943 году я учился в артиллерийском училище, куда попал после участия в обороне блокадного Ленинграда. И как раз в это время вышел указ Сталина, чтобы всех курсантов со всего Советского Союза направить в десантные войска. С начала войны ряды десантников заметно поредели, многие погибли, защищая Сталинград. Десантники никогда не отступали — это их характерная черта.

Помните ли вы свой первый прыжок?

- Подготовка началась сразу, как только мы приехали на десантную базу. До этого я ни разу не прыгал с парашютом, но никакого страха не было. Время такое было, жестокое — немцы рвались в Сталинград, Ленинград был в блокаде... Ведь там с нами никто и не разговаривал — научились обращаться с парашютом, уложили, написали свою фамилию, а потом сразу начались прыжки. Сначала прыгали с аэростата, подобного тому, что в последние месяцы кружил над Казанью. Мы его прозвали колбасой — значит, с колбасы прыгали. А после начались прыжки с самолета.

В каких боях довелось поучаствовать после окончания учебы?

- Нашу десантную армию из 500 000 человек Сталин готовил для завершения войны. Я то хоть был в блокаде, понюхал пороху, живой остался. Меня немцы не убили, с голоду не умер там. А ребята 1925 года рождения еще пороху не нюхали. После обучения нас перевели в пехоту и отправили в Европу, освобождать Венгрию, Австрию и Чехословакию — там остался мой сапог (смеется).

Чем запомнилось вам пребывание в Европе?

- Однажды в Австрии мы на пяти машинах везли бензин. Дорогу не знали, пользовались немецкими картами. Приехали в город Грац. Подъехали к военной части, а ворота открывают английские солдаты. Думаю, ну все, попали мы. Ведь неизвестно, что они думают насчет нас. Говорю рядовым — готовьтесь, быстрее разворачивайте машины. А они нам, русским солдатам, дали по полному пакету и по паре комплектов белья.

Сколько прыжков с парашютом вы совершили за свою жизнь?

- Во время учебки прыгал два раза. Из нас ведь не спортсменов готовили, обучили технике и сразу на фронт. В 1947 году демобилизовался, устроился водителем, потом работал инженером в таксомоторном парке. В 1953 году с помощью фронтовиков построил дом в поселке Северный, в котором и живу до сих пор... А третий прыжок совершил совсем недавно, в прошлом году, в возрасте 88 лет.

Как отнеслись к затее ваши родственники, не пытались отговорить?

- Разве меня отговоришь? (смеется) Все близкие отнеслись спокойно. Больше того, вместе со мной прыгала внучка Настя. На земле меня встречали наши ребята, десантники.

Отличается ли современная техника прыжков от той, которая была во время войны?

- Сейчас парашюты маленько усовершенствованы. Во время войны они были перкалиевые, а сейчас все из шелка. Но основной принцип прыжков остался тем же. Сейчас на полигон приезжает прыгать немало ребят, которые хотят стать десантниками. У всех разный характер, многие волнуются перед первым прыжком. Я им говорю, зачем волноваться? Прыгнешь — парашют откроется сам.

Как вы планируете отметить день ВДВ?

Сначала вместе со всеми десантниками поедем в парк Горького, памятнику неизвестного солдата. Там же будут мулла и священник. После возложим цветы у памятника павшим воинам-афганцам — среди них погибло немало десантников. А потом, думаю, все разделятся на группы, чтобы отметить праздник в кругу друзей.

Чем вы занимаетесь в свободное время?

- В последнее время читаю много воспоминаний о войне, например мемуары генерала Василевского. Много времени провожу и в саду, выращиваю ежевику, алычу, виноград, инжир, китайскую вишню, гранат и грецкие орехи. Саженцами орехов даже снабжаю друзей, а инжир идеально подходит для офиса.

Хит-лист героя:

Любимая книга - «Как закалялась сталь?»

Любимый фильм - «Горячий снег»

Главное в жизни — здоровье

Что успеваете сделать за 60 секунд?

Составить планы на день