90-летний ветеран труда о том, как живется в ветхой избушке с видом на Кремль

В годы Великой отечественной войны Ольга Лучникова работала санитаркой, выхаживая в больнице раненых бойцов Красной Армии. А сейчас доживает свой век в деревянном полуразвалившемся домике практически в самом центре Казани. 9 мая, когда все внезапно вспомнят об оставшихся в живых ветеранах, в этот дом на улице Красносельской не придет даже дежурная открытка с поздравлениями.

Забытая улица, забытые люди

Улица Красносельская находится в 15 секундах ходьбы от станции метро «Козья слобода». Заборы и разросшиеся кустарники создают ощущение неприступности, но на самом деле местные жители уже давно протоптали тропинки к «цивилизации».

Одной из таких тропинок я и воспользовался, чтобы попасть сюда с улицы Декабристов. Раньше Красносельская была гораздо длиннее. По словам старожилов, вереница деревянных домиков доходила до того места, где сейчас вырос торговый комплекс «Метро». Потихоньку «хищный город» кусочек за кусочком «отгрызал» участки у этой улицы, пока от нее не осталось всего несколько избушек.

Да и им, похоже, недолго осталось. Улица умирает: домики стоят покосившись, у некоторых закрыты ставни на окнах, а на дверях большие амбарные замки. Кое-где можно встретить объявления о продаже.

- Я продаю только участок, а дом идет в подарок, - отвечает хозяин одной из избушек Марат. - За 6,55 соток прошу всего 11 миллионов.

Вот только желающих приобрести участок в центре города нет. Дело в том, что земля здесь относится к категории Д1, то есть предназначена для многофункциональной общественно-деловой застройки. То есть снести развалюшку и построить новый дом нельзя, а торговый центр, парковку или общественный туалет - можно.

Прогуливаясь по Красносельской, в одном из домов вдруг замечаю огромного упитанного кота, который с любопытством рассматривает непрошеного гостя.

Тут же на старом почтовом ящике висят георгиевские ленточки. Где-то за забором громко лает собака. На шум выходит хозяйка.

Разговорились.

Оказывается, этот домик построили ее дедушка с бабушкой в 1960-м году. С тех пор они и живут тут.

- А ленточки что значат? - интересуюсь у Ольги Сергеевой.

- В этом году моей бабушке исполняется 90 лет, во время Великой отечественной войны она работала санитаркой в больнице, выхаживала раненых солдат, - рассказывает женщина. - При переезде в Казань, к сожалению, у нее пропали документы, поэтому сейчас про нее все забыли и в списках ветеранов ее нет.

А завтра была война

Ольга Александровна согласилась пообщаться с журналистом. Она родилась в небольшом пермском селе Ключи. В одном из документов замечаю год рождения - 1921.

- Ошибка, я родилась в 1929, - улыбается Ольга Лучникова, не желая приписывать себе лишние года. Все-таки женщина.

21 июня 1941 года она отпраздновала свой 12-й день рождения, а на следующее утро началась война. Когда спустя какое-то время в тыл начали поступать раненые бойцы Красной армии, девочка вызвалась добровольцем и устроилась в местную больницу санитаркой. Затем в 1944-м отправилась на заготовку дров для фронтовых нужд.

- После окончания войны, поступила на курсы медсестер и переехала в Казань, где и проработала до пенсии, - рассказывает Ольга Лучникова.

Вот только о ее работе в годы войны городские власти, похоже, не знают. При переезде потерялись документы. Поэтому накануне 9 мая сюда не приносят продуктовые наборы, не шлют поздравительные открытки и не зовут на праздничные мероприятия. Ветерану труда не положено.

Ольга Лучникова живет в доме, в котором нет воды и централизованного газоснабжения, но есть печка, которая спасает в зимние холода. Туалет на улице, но с красивым видом на Кремль. Ее дом надежно скрыт от глаз туристов внушительным зданием Арбитражного суда Поволжского округа.

Жители Красносельской живут обещаниями, что уже вот-вот всех расселят.

- Недавно вот назвали новый срок - 2020 год, - говорит Ольга Сергеева. - Подождем, а там, наверное, еще пару лет подождать попросят. Периодически появляются инвесторы, посмотрят, поспрашивают и уходят.

- Мне уже 90 лет, хочется хотя бы на заре жизни пожить в нормальных условиях, - из глаз Ольги Лучниковой начинают литься слезы.

Навещают только утки

Несмотря ни на что, Ольга Лучникова находит повод для радости. Например, когда строили станцию метро неподалеку, на их огород хлынула река строительного мусора, в результате он оказался забетонирован полуметровым слоем. Пришлось походить по инстанциям, чтобы строители исправили свою ошибку. Бетон убрали, но сейчас на этом месте получился небольшой водоем, который облюбовали утки.

- Они постоянно прилетают, навещают, - говорит пенсионерка.

Что говорят районные власти?

Мы обратились за комментариями в администрацию Кировского и Московского районов Казани.

- Ольга Лучникова состоит на учете в органах социальной защиты как ветеран труда, - ответили в пресс-службе ведомства. - Контроль за семьей и участком осуществляет начальник отдела по работе с жилыми массивами Кировского и Московского районов Нариман Шахбанов, к которому жильцы данного микрорайона обращаются по вопросам обслуживания домов и прилегающей территории. Дом принадлежит проживающим в них гражданам на праве частной собственности. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за содержание своего собственного имущества несут владельцы жилья. Стоит отметить, что всего на территории Кировского и Московского районов около 6800 частных домов.

Владельцы частного дома вправе продать его с последующим приобретением благоустроенного жилья, либо решить жилищный вопрос за счет средств инвестора при осуществлении застройки данной территории.

По информации, в 2015 году собственник смежного земельного участка предлагал правообладателям домовладения выкупить их имущество, но запрашиваемая цена была слишком высокой.

21 июня 2019 Лучниковой Ольге Александровне исполнится 90 лет. Семья примет поздравления от администрации Кировского и Московского районов. Но с 9 мая ее никто не поздравит.