Мифы о казанском метро: можно ли переночевать в подземке и что делать, если упал на рельсы

Казанский метрополитен, торжественно открытый в августе 2005 года, до сих пор таит в себе много вопросов и загадок.

Вместе с сотрудниками МУП "Метроэлектротранс" мы разбирались в самых интересных и неоднозначных вопросах строительства и эксплуатации казанской подземки.

Что делать, если человек упал на рельсы или уронил что-то на пути?

- В случае падения человека на пути дежурная по станции передает информацию машинисту поезда, прибывающего на станцию. После чего выводит человека через торцевой мостик. Если человек не сможет самостоятельно передвигаться, его вынесут на носилках. Носилки находятся в помещении дежурной по станции. В случае необходимости, будет оказана первая помощь, вызов скорой помощи.

В случае, если пассажир уронил на путь личную вещь, необходимо сообщить об этом сотруднику метрополитена (кассиру-оператору, начальнику станции или по телефону 533-70-61). После отключения напряжения в ночное время предмет достанут и передадут владельцу.

Существует мнение, что установки рентгеновского сканирования, установленные на входе в метро, облучают сумки довольно высокой дозой радиации. Так ли это? Можно ли обмануть такой сканер с помощью плотной фольги, как советуют на форумах?

- Это мнение ошибочно. Благодаря высокой эффективности сканирования доза, приходящаяся на облучение предметов, столь невысока, что наиболее чувствительная фотопленка не портится, подвергаясь многократной процедуре сканирования.

В то же время попытки обмануть сканирующе устройство с помощью плотной фольги не будут иметь результата. Персонал, проводящий досмотр, выявит подозрительный предмет и идентифицирует его.
К тому же, при попытке проноса в зону транспортной безопасности запрещенных предметов, пассажир будет задержан и доставлен в пункт полиции для дальнейшей проверки. В случае умышленных действий, имитирующих акт незаконного вмешательства, гражданин может быть подвергнут ответственности в соответствии с законодательством.

Что делать, если эскалатор «зажевал» что-то? Например, шнурки...

- Для обеспечения безопасности пассажиров установлены видеокамеры, позволяющие следить за передвижением пассажиров. В случае возникновения нештатной ситуации, дежурная эскалатора экстренно остановит действие подъемного механизма со своего рабочего места. После устранения причин, мешающих движению, эскалатор будет снова запущен.

Часть тоннеля метро проходит под Казанкой. Насколько это опасно для пассажиров?

- Современные методы производства работ при строительстве тоннеля позволяют добиться высокой степени герметичности строительной конструкции. Эта практика строительства тоннеля в метрополитенах применяется по всему миру. Для отведения воды попадающей в тоннель, существуют водоотливные станции, которые откачивают лишнюю воду через систему дренажа.

В 2014-м на экраны вышел фильм «Метро», рассказывающий о катастрофе в московском метро. Начинается там действие с рабочего, осматривающего тоннель. Действительно ли есть такой работник, который ежедневно проводит осмотр текущего состояния тоннеля и рельс?

- В метрополитене существует дирекция путевого хозяйства, в штате которой предусмотрена должность обходчика пути и искусственных сооружений. Ни один участок метрополитена не остается без внимания, осмотр производится согласно утвержденному графику работ обходчиков.

В том же фильме показаны катастрофические последствия при попадании воды на контактный рельс. Действительно ли попадание воды настолько серьезно?

- В метрополитене в случае обнаружения попадания воды на контактный рельс (в основном это конденсат) применяются срочные меры по устранению этого дефекта. Вода отводится за контактный рельс в путевой лоток.

Контактный рельс представляет повышенную опасность, так как он находится под высоким напряжением. Для обеспечения безопасности применяются специальные защитные короба.

Возможно, ли остаться незамеченным метро в ночью?

- Режим работы метрополитена с 6:00 до 24:00. В 24:00 работники полиции закрывают двери на вход, на выход двери будут открыты до 0:30 для выхода последних пассажиров. Далее станция осматривается сотрудниками полиции и закрывается до утра, а составы осматриваются машинистами и отправляются на отстой.

На платформе и в кассовых залах установлено множество камер видеонаблюдения, позволяющих отслеживать действия пассажиров. Торцевые мостики выхода в тоннель закрыты механически, также на входе в тоннель во всех направлениях установлены датчики движения. В ночное время проходы работников в тоннель строго регламентированы.

Пытаться проникнуть в тоннель опасно для жизни и будет рассмотрено как акт незаконного вмешательства, а это уже уголовно-наказуемая деяние.

Представим ситуацию: пассажир бежит по эскалатору, спускается на станцию и подбегает к поезду, в котором закрываются двери. Машинист видит его в зеркало, но все равно продолжает закрытие дерей. В каких случаях машинисту разрешено открыть двери?

- Машинисту электропоезда разрешено открывать двери вагонов поезда в случаях угрожающих безопасности движения поезда и пассажиров, а также в случаях отсутствия контроля закрытия дверей поезда, на пульте управления поездом. В этом случае, машинист не может привести электропоезд в движение.

Есть ли стоп-краны в казанских поездах? Какие последствия могут быть при его срыве на пиковой скорости поезда?

- Стоп-кран в казанских электропоездах имеется, он расположен в хвостовой части салона каждого вагона. Имеются специальные указатели, информирующие о его расположении.

Последствия срыва стоп-крана на пиковой скорости влияют на безопасность и травмирование самих пассажиров, техническое состояние подвижного состава, на расписание движения электропоездов, соблюдения графика движения поездов.

Каждый случай срыва стоп-крана рассматривается как ЧС, в случае его срыва, машинисту запрещено приводить поезд в движение до выявления причин его срыва, на неограниченное время, что приведет к задержке движения поездов на линии.