Микрорайон для «своих». Рубрика «У нас на районе» отправилась на Жилплощадку Казани

Рабочий микрорайон Жилплощадка относится к Московскому району. Считается, что территориально это одна из самых самая отдаленных частей города. На самом же деле от центра семьи “Казан” до микрорайона всего 10 километров, тогда как до Проспекта Победы от здания “Чаши” придется проехать 16.

Признаемся, на Жилплощадке мы побывали два раза. В первый раз - летом. Тогда собранного материала не хватило для публикации. Сейчас о первом десятилетии этого микрорайона нам рассказал Рустэм Гайнетдинов, когда-то проживающий по соседству.

Первые дома на Жилплощалке появились в 50-е годы, после того, как началось строительства завода Казаньоргсинтез. Дабы не заставлять рабочих ездить издалека, для них начали строить спальный район. Над названием долго тоже не думали - Жилплощадка, то есть “площадка для жилья”.

Строили дома солдаты и заключенные-условники. Правда, военные строители («стройбат»), как рабочая сила ушли оттуда быстро, а достраивать микрорайон остались осужденные. Первые дома микрорайона стоят по улице Беломорской. Строители-условники жили в общежитиях, которые были обнесены колючей проволокой.

Не каждый вспомнит, но в округе было много озер. Одно народ прозвал “солдатским”, так как там любили купаться военные. Сейчас уже и нельзя сказать, естественным оно было, или это котлован. И все бы хорошо, только люди часто тонули в нем “по пьяни”. От греха подальше озеро засыпали.

Для обслуживания населения микрорайона в 60-е годы построили кинотеатр “Юность”. Он-то и стал настоящим центром жизни, там проходили все культурные мероприятия. Ближайший ДК находился в Соцгороде, поэтому на Жилку стекалась вся молодежь близлежащих улиц.

Но одного клуба для досуга было мало, поэтому в районе работала библиотека. Как рассказывает Рустэм Гайнетдинов, библиотека была большая и богатая (помогал завод), народ очень любил читать.

- Заведение действительно пользовалось популярностью, - говорит Рустем. Я помню, родители записали меня туда, когда мне было 6 лет. Тогда все были очень удивлены, что в 6 лет ребенок умеет читать.

Основной проблемой для жителей было отсутствие школ и проблема с транспортом. Детей было очень много, и все они до конца 60-х годов были вынуждены ходить в 134-ю школу. Проблема начала решаться лишь после строительства 66-й школы. Трамвай же пустили в 1965-м году, а автобусы 7-го маршрута ходили всего раз в полчаса. Чаще ходил автобус 12-го маршрута через вертолетный завод, но он всегда был переполненным. В 70-е годы эту проблему решал троллейбус 5-го маршрута, но в перестроечные годы его ликвидировали.

В 60-е годы Жилку начали застраивать пятиэтажными хрущевками. Строили много, сюда заселяли народ из слобод, бараков и поселков. Дабы уберечь жителей от вредного воздействия промышленной зоны, в микрорайоне начали засаживать лесооградительные полосы посадки. Сажали все подряд: и лиственные, и хвойные растения. Теперь разные зоны разделяет лес, куда местные обожают ходить за грибами.

Но годы шли, и наступила новая история микрорайона, создавшие у казанцев нехорошую, ему криминальную славу.

Пожалуй, самым известной личностью в районе стал Хайдар Закиров по кличке «Хайдер», лидер ОПГ “Жилплощадка”, одной из самых могущественных преступных группировок. Местные жители рассказали, что он жил по адресу Гудованцева, 17 - обычная непримечательная пятиэтажка. Рядом со своим домом он построил кафе, которое носило имя его жены Резеды. Здесь проходили сходки криминальных авторитетов и просто гулянки. Поговаривают, что Хайдер даже хотел провести лифт с балкона своей квартиры в кафе, а во дворе постоянно дежурила его охрана под видом какого-нибудь дворника. Сейчас в здании “Резеды” располагается обычный “Магнит”.

Группировка решала экономические вопросы. например, курировала автосервис «ВАЗ», заставляя клиентов платить дань. Если отказывались, могли разбить монтажкой стекло. Но, как правило, плата была небольшая, и раскошеливались все. Местное население группировка задевала мало.

Но “Жилка” - не единственная криминальная история. На таком маленьком микрорайоне действовали около 20 ОПГ. Гопники буквально разделили территорию на дворы и не слишком-то могли ужиться рядом. Из основных можно выделить московский, овражный, фашисткий, средний, бочинский, шведский дворы. Был еще малоизвестный сейчас Римский двор, к которому принадлежали жители дома Химиков 17. Заставляли носить оружие, если заметят, что нет ножа избивают, заметят, что куришь и пьешь - "бей его", потому что “не с нашего района”. Даже когда мы приехали готовить этот материал наш провожатый, местный житель Андрей, отговаривал от длительной экскурсии.

- Мы ничего не боимся, - уверяла я своего провожатого.
- Вы-то не боитесь, это мне бы с вами ничего не бояться.
- А здесь что, по голове дать могут?
- Да все что угодно могут. У вас есть с собой что-нибудь такое? - спросил Андрей, странно сложив пальцы.
- Что именно?
- Ну... нож.

Но криминальным авторитетам надо отдать должное - они не трогали своих и даже во многом помогали. Многие местные уважают их до сих пор.

- Вот Москвич - хороший бандит был. Или Фашист! Вот это да! Вот это легенда! Он уже не жив, но то, что Фашист сделал во дворе - детские горки, качели, даже не передать, никакое государство сюда не совалось. Все пацаны.

Со стороны улицы Беломорской на Жилке работает рынок. Раньше здесь было поле, выращивали капусту.

- Местные ходили ее воровать - вспоминает Рустэм Гайнетдинов. Там были сторожи, но они не справлялись, капусту таскали вообще многие.


Гордость Жилплощадки - спорткомплекс “Форвард”. Его построили к Универсиаде. Здесь проводят турниры по Московскому району города.

- С одной стороны, это хорошо, что его построили, - считает Андрей. - Охрана, забор, все дела. Но моя дочь ни разу не смогла попасть туда покататься на коньках. Туда пускают только по записи. Раньше здесь были турники, брусья, здесь люди спортом занимались, и никакого спорткомплекса для этого было не нужно. А сейчас парадокс: огромный спорткомплекс есть, а простых брусьев нет.

Есть и хоккейные коробки. Правда, выглядят они, мягко говоря, заброшено. Надеемся, зимой из все-таки заливают и вычищают.

Мы закончили прогулку в символическом месте - у голубятни. Оказывается, в советское время жители района поголовно увлекались разведением птиц мира. Правда сейчас они пустуют.

- Да вы что! - с горящими глазами восклицал Андрей. - Раньше на каждой крыше были! Голубь 40 рублей стоил! Аванс у мамы 30! Я за 7 рублей ездил в Москву, покупал фанту и сигарет! Я за сигаретами туда ездил за 14 рублей, а голубь стоил 40! И разводили их все, это сейчас они стали никому не нужны.

В целом сейчас микрорайон стал обычным спальным районом города. Дети ходят без опаски, бабушки свободно торгуют семечками. Цены, как в 90-е. У бабы Ани стакан обойдется всего в 6 рублей.

- Сейчас здесь спокойно. Лихие года позади, школы и детские сады возведены, а транспортная проблема решена, - сказал Рустэм Гайнетдинов. - Власти обращают внимание на проблемы жителей - в этом году по Беломорской проложили шикарный асфальт.

В целом, казанцы перестали игнорировать предложения о сдаче жилья в наем в этом районе, так как в доступной близости две станции метро («Авиастроительная» и «Северный вокзал»). Можно сказать, что жители Жилплощадки перестали ощущать себя оторванными от города.