Авиадиспетчер из Казани: "Можем помочь пилоту посадить самолет на Казанку, но это опасно"

Сегодня - 20 октября - отмечается Международный день диспетчера. Именно в этот день в 1961 году в столице Нидерландов Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Это событие и положило начало новому профессиональному празднику.

Корреспондент портала ProKazan.ru поднялся на новую диспетчерскую вышку международного аэропорта «Казань» и пообщался с авиадиспетчером Наилей Зекерьиной.

- Сколько нужно времени, чтобы освоить работу авиадиспетчера?

- Я получала высшее образование в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации. Там обучение длится 5 лет. Есть ускоренные курсы, где обучение занимает 15 месяцев, при условии, если есть высшее образование в другой области. Далее происходит стажировка непосредственно на рабочем месте и занимает приблизительно от 3х до 6ти месяцев, в зависимости от конкретного рабочего места, только после этого диспетчер допускается к самостоятельной работе.

- А может ли авиадиспетчер посадить самолет?

- Моя коллега во время стажировки в Англии попробовала себя на тренажере. Ей достался авиасимулятор «Боинга». Она ничего не знала о пилотировании воздушным судном, но она взяла специальный чек-лист, в котором указаны все действия, которые пилот должен выполнить перед вылетом, во время возникновения внештатной ситуации и посадке. Имея под рукой этот список и общаясь с другим авиадиспетчером, она успешно посадила самолет. В теории все получилось, не знаю, что произойдет в реальности.

- Как проходит ваше дежурство?

- У нас посменная работа – день, утро и ночь. Самая продолжительная смена – ночная. Кстати, не нужно думать, что все это время мы беспрерывно смотрим в монитор. Мы ведем радиообмен с пилотами, заполняем планы и делаем массу других вещей, но при этом наше внимание всегда обострено и мы готовы к любым ситуациям. Наш мозг постоянно анализирует то, что происходит сейчас в небе и может произойти через короткий промежуток времени. Каждые два часа делаем перерыв не менее чем на 20 минут. Этого времени хватает, чтобы снять напряжение и усталость.

- Чем обычно занимаетесь в эти 20 минут?

- Можно перекусить, пообщаться с коллегами, отдохнуть в комнате отдыха или подняться на вышку и полюбоваться закатом или рассветом. Я бывала там много раз, но каждый раз это вызывает у меня восторг.

- Можно ли сравнить авиадиспетчера с сотрудником ГИБДД? Вы управляете воздушным движением, а он – дорожным.

- Это не совсем корректно, слишком разные правила - дорожного движения и использования воздушного пространства. Хотя у нас тоже бывают «заторы», правда, мы их называем «час пик». Обычно он наблюдается в утренние или вечерние часы. Кстати, в отличие от сотрудников ГИБДД мы не выписываем штрафы за нарушения правил, ведь наша задача – диспетчерское обслуживание воздушного движения, т.е. предотвращение любых видов нарушений существующих правил.

- В вашей работе есть место эмоциям?

- Когда садишься за монитор, все эмоции куда-то исчезают. Ты просто добросовестно выполняешь свою работу.

- А с внештатными ситуациями приходилось сталкиваться?

- Когда работала стажером, сажали самолет с дебоширом на борту. У моей коллеги был период, когда чуть ли не через день пилоты запрашивали вынужденную посадку из-за болезни пассажира. Так как ближайший аэродром был Казань, искали кратчайший путь, по которому самолет зайдет к нам. Ускоряли все процессы, чтобы пассажир смог быстрее получить медицинскую помощь, а самолет – продолжить рейс.

- Ты смотришь фильмы про авиацию? Насколько точно там передают специфику работу авиадиспетчера.

- Да, смотрим с коллегами. Из крайнего – «Чудо на Гудзоне». Фильм про пилота, который посадил аэробус с двумя отказавшими двигателями на воду. Очень хороший фильм и без ляпов.

- А если бы подобное произошло в Казани, вы смогли бы посадить самолет на Волгу или Казанку?

- Приводнение, на самом деле, это очень опасно. У нас есть инструкции на этот счет: мы можем подсказать координаты пилоту, передать наземным службам всю необходимую информацию для спасательных работ, обезопасить воздушное пространство. Но чуда сделать не сможем – все зависит от пилота.

Кстати, в Казани уже был случай, когда самолет успешно сел на воду. 30 апреля 1953 года самолет Ил-12П компании «Аэрофлот» заходил на посадку, когда при пролете над Волгой неожиданно отказали оба двигателя. С учетом сложившейся ситуации, экипаж выполнил аварийную посадку на реку, но в ходе эвакуации погиб один пассажир.

- Какая реакция у твоих друзей, когда они узнают, что ты работаешь авиадиспетчером?

- Сначала они не понимали, кто такой авиадиспетчер и чем он занимается. Думали, что это человек, который объявляет рейсы в аэропорты или продает билеты в кассе. Но в последнее время авиация очень сильно продвигается – в фильмах, передачах, СМИ – поэтому сейчас понимают, что у меня за работа.

- Можешь ли ты узнать пилота по голосу, если он пройдет мимо?

- Думаю, да. Очень часто бывает так, что я слышу в радиоэфире голоса пилотов, с которыми познакомилась в вузе. Узнаем друг-друга, обмениваемся приветствиями, но не более, так как запрещено засорять эфир личными разговорами. В наш праздник пилоты, думаю, поздравят нас.