Спасти человека за 50 тысяч рублей в час: как работает санавиация в Казани

Термин “санавиация” подразумевает оказание экстренной медицинской помощи в условиях плохой проходимости с использованием воздушных средств передвижения. На самом же деле служба имеет название экстренно-консультативной скорой медицинской помощи и использует разные методы оказания помощи. Заведующий отделением Айдар Фатыхов рассказал ProKazan.ru, как выстроена работа санитарной авиации в Казани.

В экстренно-консультативной скорой специалисты не только вылетают в другие районы, но и проводят консультации при помощи видеосвязи. На большом экране врачи из районов описывают, с чем поступил больной, каковы результаты анализов, динамика в лечении и что наблюдается в настоящее время.

Здесь же у докторов есть связь с учебным центром в Санта Барбаре в штате Калифорния. Там, в клинике стоит учебный робот и нестационарная камера. В учебном классе имитируется реанимационный больной, который рассматривается через монитор. Если необходимо, организовывается врачебный консилиум, правда надо учесть ,что разница во времени составляет 12 часов.

Принципиальное отличие службы экстренно-консультативной скорой медицинской помощи от обычной скорой - выезд исключительно в больницу.

- Мы выезжаем тогда, когда местная клиника не справляется с больным, - объясняет Айдар Фатыхов. - Отправляемся, если у районных докторов появляется пациент, работать с которыми не позволяет квалификация, либо нет оборудования или специалиста.

По сложным случаям специалисты консультируются с московскими докторами. Например, здесь долго лечили девушку с диагнозом порфирия. Именно этих пациентов называют вампирами.

- На самом деле они не пьют кровь, но у этих больных развивается белокровие. Заболевание очень редкое, наследственное, и раньше от него умирали. Сейчас же у больных появился шанс вылечиться при помощи пересадки костного мозга. Девушка очень долго здесь лежала, а затем ее забрали в Москву.

Когда консультации по видеосвязи недостаточно, врачи отправляются на вызов. У службы есть три вида транспорта: наземный, водный и воздушный. В основном специалисты передвигаются на автомобилях. У входа в клинику постоянно дежурит оборудованный Volkswagen. Он похож на обычную скорую помощь, но более компактный и маневренный.

Гораздо реже приходится задействовать катер и вертолет.

- Сейчас у нас два вертолета Ми-2, где имеются все необходимое, чтобы перевезти больного, - рассказывает Айдар Фатыхов. - Мы крепим оборудование, с медицинской поддержкой доставляются тяжелые пациенты. Как правило, это пострадавшие с комплексными травмами при дорожно-транспортном происшествии.

Летать - удовольствие не из дешевых. Поднять в воздух вертолет Ми-2 стоит от 50 тысяч рублей в час. На одном вертолете помещаются всего один пациент и два-три врача. Если пострадавших больше, задействуют Ми-8 от МЧС, работа которого стоит уже 110 тысяч рублей в час.

Главный фельдшер службы Ильшат Нигматов рассказал, что на один вызов выезжают минимум два специалиста. Все зависит от характера травм или патологий. Например, если беременная женщина попала в ДТП, едут акушер-гинеколог, травматолог и нейрохирург.

- Иногда кажется, что не довезем, - поделился Ильшат Нигматов. - Однажды мы доставляли мужчину из Болгара, где взорвалась баня. Ожоги тела составляли 93 процента. Слава богу, довезли. Дети чаще всего госпитализируются с травмами и ожогами. Это связано с модой на “селфи”: они забираются на мосты, поле чего падают на высоковольтные провода.

Главным минусом госпитализации на вертолете Ильшат называет то, что специалисты ничего не слышат по время полета.

- Общаемся буквально взглядами. Обычно понимаем друг друга, а если нет, пишем записочки. Бывает так, что пациенты, которые оказываются в вертолете, хотят встать и полюбоваться видами. Мы не разрешаем, поверьте, нам есть чем заняться.

Вертолет приземляется на специальной площадке, где его встречает реанимобиль. Врачи доставляют пациента до больницы и передают докторам. Дальше у бригады начинается бумажная работа, до следующего вызова.