"Неодинокие". Как в Казани ветеранам предложили развестись ради крыши над головой

Ветераны войны из Украины Григорий Овчаренко и Анатолий Иванов приехали в Казань из Луганска после начала боевых действий. За два года они смогли оформить здесь гражданство, но до сих пор герои Великой Отечественной войны вынуждены жить на пожертвования людей.

Смог приехать, сможешь прожить

Григорий Егорович Овчаренко, 96 лет. Ветеран ВОВ. Воевал в первой гвардейской танковой армии Жукова, участник битвы на Курской Дуге. Освобождал от оккупации Западную Украину, Республики Беларусь, Польшу, Чехословакию. Имеет 24 единицы боевых наград. Гражданин Российской Федерации.

- Жить в Луганске стало невозможно, - рассказывает Григорий Овчаренко. - В мой дом попал снаряд, задев мою квартиру. Начались гонения, и мне предложили “Пока жив, уезжай”. У меня был боевой товарищ в Луганске, он мне советовал отправиться в Татарстан.

Григорий Овчаренко своими силами добрался до Казани, и это стало его ошибкой. При переселении с Украины, временное жилье предоставлялось тем беженцам, кто прибывал комплексным составом с границы. Оказалось, что крыша над головой ветерану войны просто не положена.

Нетрудоспособные, но не одинокие

Анатолий Васильевич Иванов, полковник, ветеран ВОВ. Всю жизнь отслужил на Архипелаге Новая Земля. Перед тем, как выйти на пенсию, был расформирован в Луганскую область. Там же вышел на пенсию и остался жить. Гражданин Российской Федерации.

Анатолию Иванову с супругой повезло чуть больше - их сначала разместили в хостеле. Пенсию пришлось добиваться почти два года, по судам. В начале этого года было принято постановление правительства, что в пунктах размещения могут размещаться одинокие, нетрудоспособные и матери-одиночки с детьми.

- Ответ из мэрии пришел: “нетрудоспособные, но не одинокие”, - рассказывает сотрудница благотворительного фонда Юлия Хакимова. - Для того, чтобы остаться в хостеле, им с женой нужно было развестись, представляете?

Юлия Хакимова, сотрудница благотворительного фонда

Ветерана войны с супругой выселили 2 февраля прямо на улицу. Анатолий Иванов до последнего не верил, что о нем все забудут.

- Он сидел, в кителе и был совершенно спокоен, - продолжает Юлия Хакимова. - Говорил, так не может быть, думал, что придет совет ветеранов, ведь столько лет отдал службе именно России… А никто так и не пришел.

В тот же вечер у старика случился инсульт. С трудом его удалось госпитализировать, так как гражданство на тот момент было лишь на стадии оформления. В результате у пенсионера полностью отнялась правая сторона.

Забыли

Оба ветерана живут на пожертвования. Пенсии в 11 тысяч едва хватает на лекарства и оформление различных документов. При этом, согласно закону, существует программа на получение субсидий на жилье ветеранов ВОВ. По словам Юлии Хакимовой, в этих случаях им просто отказывают в подаче заявления для постановки на учет.

- Им положено собственное жилье. Не дом ветеранов, не престарелый дом - квартира. Почему им отказывают, ведь теперь они полноправные граждане России? - недоумевает Юлия Хакимова.

Для ветеранов же самое обидное, то, что о них просто забыли. Их даже не поздравили ни с 70-летием Победы, ни с 23 февраля.

- Знаете, кто перечислил первые деньги? Дети, школьники, скинули по 50 рублей. Там, в Луганске, нас постоянно приглашали с школы, на беседы с детьми, а здесь о нас просто забыли, - говорят старики.