Казанские дайверы рассказали, как установили мировой рекорд, погрузившись на 102 метра
5 марта члены подводного научно-исследовательского отряда Русского географического общества имени Алексея Леонова установили мировой рекорд подледного погружения на Белом море. Аквалангисты достигли глубины в 102 метра. Это зафиксировала Божана Остойич – член команды Жака-Ива Кусто, член Совета Директоров Всемирной Конфедерации подводной деятельности.
Основная задача – испытания российского подводного оборудования на беспрецедентной для морских подледных погружений глубинах. Аквалангисты работали с регуляторами НПП «Респиратор» (погружения выполняются при помощи регулятора для подводного плавания ВР-171С и ВР-172 и легочного автомата ЛАМ-17) и подводными компьютерами AV-1. Испытание также прошел опытный образец компенсатора плавучести производства фирмы «Адонис» (Казань).
О целях экспедиции и о том, как желтые очки помогают бороться с депрессией
Руководитель экспедиции Дмитрий Шиллер и водолазный специалист Максим Астахов рассказали о целях экспедиции и о том, как желтые очки спасли аквалангистов от депрессии.
- Основная задача экспедиции - попасть туда, куда не может попасть наука. Испытывали Российское оборудование для подводного погружения. Мы прошли через колоссальный прессинг: говорили, что на российском оборудовании нырять глубже 30 метров нельзя. Итальянцы сказали: "Надо работать над дизайном". Ну что же, поработаем, главное, что это единственное оборудование, которое работало без сбоев все время экспедиции, - сказал Шиллер.
- Когда аквалангист выныривает, за счёт перепада температур, то чем он дышит можно сравнить с куском льда. Есть понятие холодноватые шоки, очень и очень сильные холодовые боли - в прямом смысле. Это очень больно. Мы установили, “спокойную” глубину на которую мы можем погружаться. Сейчас увеличение глубины дальше возможно только при подогреве воздуха, мы будем работать над этим.
- Казанские производители уже включились в гонку. Разработали такой "лифт", с помощью которого можно погружаться и всплывать, зависать на необходимой глубине и работать. Казанские разработки работают не хуже импортных аналогов.
- Когда биологи МГУ узнали, что мы собираемся провести такую экспедицию, попросили нас взять пробы. Искали очень интересного моллюска размерами одну десятую миллиметра. Нет, мы с лупой по дну не ползали. Но вручную собирали образцы, чтобы найти его. Он очень важен науке для понимания развития биологических цепей.
- Мы разработали механизм подготовки, среднестатистический дайвер может идти по нашим следам для изучения подводного мира арктических территорий. Мы можем быть уверены, что используя нашу программу подготовки, он останется живой, здоровый и выполнит поставленную задачу.
- При долгих экспедициях развивается депрессия. Каждое утро встаёшь, солнца мало, низкое тусклое небо, мороз, льдины... Очень быстро развивается депрессия. Мы доказали, что этого можно избежать, если требовать элементарно от участников ношения очков с желтыми линзами. Депрессия в таком случае отступает на несколько месяцев.
Воспоминания о тренировках и о самой экспедиции
Водолазный специалист Максим Астахов вспомнил тренировки и само погружение.
- Глубина наращивалась постепенно, начались на Онежском озере. Сначала мы подвели себя к максимальному времени нахождения в холодной воде. Рекорд пребывания составил у нашего фотографа - 2 часа 5 минут. Затем мы перешли к наращиванию глубин тренировок. Шаг - 20 метров, через день. Последние к 100 метров надевали очки с желтыми линзами. Перебрались на базу полярный клуб на белое время. Температура воды составляла минус 1,8 градусов. Это существенная разница, - говорит Астахов.
- Экспедиция. Встретили нас подготовлено, нашли место, мы замерили глубину, в первый день опустили спусковую станцию. Во время тренировок в белом море я дна не видел, все что глубже 20 метров - темно. Было холодно, темно я видел только веревку.
- При погружении 12 минут шли вниз, 2 минуты заняло донное временя. Тогда в первый раз я увидел дно, морских звёзд, актинию. Погружение снимали на видео, на кулаках были экшен камеры. 70 минут наверх. Фотограф заставлял меня позировать: “Не дыши, пузыри лезут, встань так”.
- Чтобы защитить от переохлаждения рукируки, мы погружаемся с перчатками толщиной 7 миллиметров. На глубине они становятся толщиной с футболку. Да, становится удобно работать. Но по мере подъема перчатка снова расправляется становится снова неудобно держаться. Поэтому на определенной глубине нас ждала страхующая группа.
- Вообще все прошло в штатном режиме. Техника ни разу не дала сбой, месяц тренировок не прошёл зря. Погружение делалось не ради рекорда, а ради испытания российской техники.