Казанский имам о сексе до свадьбы, ваххабитах и собственной зарплате

Современные мусульмане часто сомневаются по поводу того, как себя вести, что делать можно, а что нельзя. В связи с этим, корреспондент портала ProKazan.ru отправился за ответами на некоторые острые вопросы к Сулейману хазрат Зарипову, имаму мечети на Сенной площади Казани.

- Правда ли, что женщина в исламе после замужества должна оставлять свою фамилию?

- Если обратиться к древним обычаям, т.е. ко временам Пророка, то женщины никогда не брали фамилию мужа. Получалось так, что когда ее хвалили – хвалили и ее дом, порицали ее – значит, и семью тоже. И всему клану было либо радостно, либо стыдно за поведение женщины. А сейчас смена фамилии не порицается. В разных странах наши обычаи могут меняться. Это практически не вредит религии.

- Все ли мусульмане обязаны совершить паломничество в Мекку?

- Хадж считается обязанностью каждого мусульманина. Один раз в жизни съездить нужно. Если не удается - по состоянию здоровья или отсутствия финансовой возможности, ничего страшного, это прощается. С другой стороны, если человек может позволить себе ездить каждый год, у него есть на это средства, то замечательно. А в целом, от количества паломничеств порядочность мусульманина, его человечность не зависит.

- Многие люди, уезжая на длительное время в мусульманские страны, вроде Турции или Саудовской Аравии, возвращаются чрезвычайно набожными. Как вы думаете, почему так происходит?

- Да, действительно, многие люди, уезжая даже в какие-то светские учебные заведения в мусульманских странах, возвращаются более религиозными. Меня уже не удивляет, когда такое происходит и с мусульманами, возвращающимися из Англии. Думаю, когда люди надолго едут в восточные страны, у них изначально имеется намерение приобщиться к вере. И, конечно, они видят, что мусульмане процветают, кругом мечети, регулярно слышат призывы к молебне.

Кого-то «втягивают» друзья. У меня был случай: сын одного высокопоставленного чиновника очень крупного ранга поехал в Арабские Эмираты. Вернулся уже набожным человеком, круглые сутки читающим намазы. Семья особой религиозностью не отличалась, поэтому отец побежал к муфтию за советом – то да се, вроде бы как сын уезжал одним человеком, а вернулся другим, что делать? Муфтий ему ответил: «Ну, выбирай, что тебе больше хочется – чтобы он грешил каждый день, выпивал и развлекался с женщинами, или был верующим и молился?» На сегодняшний день, насколько мне известно, и отец, и сын молятся вместе.

- Если ты не держишь Уразу, не читаешь намазы 5 раз в день, ты грешник?

- Об этом говорится очень много. Аллах не дает человеку испытания, которые тот не смог бы выдержать. Он обязывает нас только исполнимым. В нашей религии нет места принуждению.

При соблюдении той же Уразы есть разрешительные меры. К примеру, временно заболевший человек может пропустить несколько дней поста, пока не выздоровеет. Все пропущенные дни он должен будет возместить в ближайшем будущем. Но если у человека серьезная неизлечимая болезнь, он не обязан держать Уразу. Вместо этого ему следует кормить одного бедного, неимущего, но постящегося человека на протяжении 30 дней.

Бывает и так, что человек и болен, и беден, и нет у него возможности всё соблюдать, - во время месяца Рамадана он должен просить Всевышнего о прощении. Беременные и кормящие женщины также не обязаны держать Уразу.

- Что вы думаете о ваххабитах?

- Ваххабиты – это ярлык, которым еще в 18 веке англичане пометили всех жителей Саудовской Аравии, чтобы начать смуту. Там был особый персонаж, предводитель – Мухаммад ибн Абдул Ваххаб, его основной целью было возвращение к истокам, ко временам Пророка. Я не могу судить о правильности или неправильности мер, применимых в те времена, но для местного народа это было нормой. Конечно, для нас, для нашего времени, когда все страны связаны и зависят друг от друга, эти меры неприемлемы.

Я считаю ваххабизм крайне узким мышлением некоторых людей, которые считают, что все в мире делается «так и никак иначе». Для них существует лишь черное и белое, третьего не дано. Это неправильно, причем, не только в исламе, а в любом направлении. К счастью, подобных людей не так много. Я призываю не пугать общество нашествием ваххабитов.

Когда в Казань приезжал экс-директор ФСБ Николай Патрушев, он провел беседу с муфтием, имамами. Мне очень понравилась одна его фраза: «Я не обвиняю Саудовскую Аравию в том, что у нее идеология ваххабизма. Она им нужна. Но ни в коем случае нельзя переносить это на нас, мы живем совершенно в другом мире». Это правда, если брать в пример ту же Казань, сразу ясно, что мы соседствуем с христианством, иудаизмом. Сила ислама заключается именно в мирных взаимоотношениях с другими верами, мы умеем существовать и даже развиваться в таких условиях.

- Правильно ли поступают те, кто едет воевать за ИГИЛ (прим.ред.: террористическая организация, запрещенная в РФ)?

- Это очень неправильно по Шариату. Мы, мусульмане, есть везде, нет страны, в которой не нашлось бы ни одного мусульманина. И земля, на которой мы живем, - она святая для нас. Это наша отчизна, наша родина. Если нас позовут воевать за эту землю, мы должны идти. Но ехать куда-то, создавать отдельную, закрытую страну – это утопия.

Я думаю, что ИГИЛ – это своеобразное пугало, созданное заинтересованной в этом стороной, той же Америкой. В свое время, они уже пугали всех Усамой бен Ладеном, немощным стариком, прячущимся по глиняным хижинам. Задумайтесь: неужели миллиарды людей по всему миру могут всерьез опасаться нападения 700-тысячной армии? Если бы нужно было, это государство могли бы разбомбить за 2 часа.

Нужно думать, кому выгодно существование такого государства. Могу лишь сказать, что это точно не России. Ехать в ИГИЛ – это грех, харам. Самая главная война для мусульманина – это битва с самим собой. Нас окружают десятки серьезных грехов, с которыми нужно бороться. С ними, а не с людьми, не с другими религиями.

- Что грозит тем, кто имел сексуальную связь до брака?

- До прочтения никаха ложиться с кем-то в одну постель считается прелюбодеянием, это очень серьезный грех. Он относится к страшным грехам, любой мусульманин или мусульманка должны об этом знать. Если прелюбодеяние было совершено по незнанию, что это грех, тогда последует прощение. Но в любом случае, нужно молиться о прощении.

- А муллы, имамы - богатые люди?

- Зарплаты у нас маленькие, а семьи обычно большие. Детей нужно кормить. Именно поэтому многие богослужители начинают искать дополнительный заработок. Один мой коллега, например, открыл небольшой магазинчик хозтоваров. Каждый крутится, как может. И зачастую, к сожалению, это сказывается и на качестве главной работы - службы в мечети.

- Что нужно делать, как себя вести, чтобы точно попасть в рай?

- Чтобы попасть в рай, нужно истинно верить в Аллаха, в судный день. И конечно же вести мусульманский образ жизни. Требования очень высокие. Тело, одежда, душа и деяния – все должно быть чисто. Вера – она в сердце, но ее плоды должны показываться. Если человек не верит, и сердце его закрыто для Аллаха, ему путь в рай закрыт.

В наше время все сложнее не грешить, кругом множество искушений. Бывает, что человек делает что-то запретное, но затем искренне раскаивается и просит Всевышнего о прощении. Он будет прощен. Но если человек раз за разом серьезно оступается, как можно ожидать прощения? Вы же не будете доверять другу, который предавал вас раз за разом? Да и другом его больше не назовете. Вот и здесь так.