Казанская крановщица о своем Инстаграме, иностранных коллегах и уборной на высоте 63 метра

Боязнь высоты - одна из самых распространенных фобий на Земле, однако героиню нашего материала она благополучно обошла стороной.

Портал ProKazan.ru побеседовал с Натальей Смирновой, жительницей Казани, которая уже более восьми лет работает машинистом башенного крана. Она рассказала о том, как крановщики "тюнингуют" свои кабины, какие кошмары их мучают, и где найти уборную на высоте 63 метров.

О том, как превратиться из крупье в крановщицу

- Почему вы решили освоить именно эту профессию?
- Я начинала обучение совершенно другой специальности, но закончить начатое не получилось: в тот момент у матери не было возможности оплачивать мою учебу и мне пришлось устроиться на работу, чтобы самой зарабатывать деньги, и в процессе я окончательно забросила обучение. До того, как стать машинистом, я работала крупье. Когда я уволилась и просидела пару месяцев без работы, моя крестная, которая по профессии тоже крановщица, предложила мне пройти обучение на машиниста башенного крана.

- Сложно ли было получить необходимое образование?
- Само обучение длится около трех месяцев. Проходить какие-то сложные испытания нас не заставляли. Просто надо знать теорию, пройти практику и медицинское освидетельствование, где проверяют вестибулярный аппарат, зрение...Все, как у пилотов, практически. У крановщика должно быть идеальное зрение, хорошая реакция и устойчивая психика.

О первой покоренной высоте и физических нагрузках

- Высота крана, на котором мы сейчас находимся - 63 метра, сколько времени у вас уходит на то, чтобы подняться на него?
- Обычно подъем занимает минут 20, а вообще, это зависит от того, как быстро ты поднимаешься. Лично я стараюсь не торопиться. Кстати, в первый раз всегда страшно подниматься, даже мужчины боятся. Хотя, мне страшно не было. В первый день на стройке меня волновали только рабочие моменты.

- Когда вы в первый раз "покорили" высоту?
- Мне тогда было лет 10, и я залезла на кран. Естественно, он был меньше, чем тот, на котором мы сейчас находимся. Я поднялась туда вместе с крестной.

- Подъем на кран - серьезная физическая нагрузка, вы занимаетесь каким-нибудь видом спорта, чтобы легко преодолевать все эти лестницы и пролеты?
- Честно, параллельно заниматься спортом не получается. Я очень хочу в бассейн записаться, но иногда после работы вообще ничего не хочется - ты выжат как лимон.

О классическом сленге и реакции строителей на девушку-крановщика

- Много ли девушек работает машинистами башенных кранов?
- Я знаю, что есть достаточно большое количество женщин-крановщиц из Казани и из других городов. Вот, буквально на соседней стройке, на том кране, который отсюда видно, работает Ирина Станиславовна, уже в возрасте женщина. Вообще, существует специальная группа в социальных сетях, где мы общаемся друг с другом.

- Когда вы приходите на стройку в первый рабочий день, строители сильно удивляются тому, что их крановщик - девушка?
- Внимание со стороны строителей несомненно есть. Они сильно удивляются. А в последнее время некоторые говорят о том, что, раз я молодая - значит не умею работать. Говоришь им, что уже 8 лет работаешь, а они все равно настороженно относятся в первое время.

- Кстати, а как вы общаетесь со строителями, находясь в кабине? И используете ли вы сленг в процессе разговора?
- Мы общаемся благодаря радиостанции. Есть портативные рации. И, да, в процессе общения до сих пор используются сленговые выражения "вира" (поднять груз - прим.ред.), "майна" (опустить груз - прим.ред).

О том, где найти уборную на высоте 63 метров, и о кабине машиниста

- Как много времени вы проводите в кабине? Вам не скучно одной?
- В кабине приходится проводить весь рабочий день. Лишь иногда бывает, что в обед попросят спуститься за чем-нибудь. Сижу я в полном одиночестве, но мне не скучно - у меня интернет есть. К слову, обедаю я, находясь на высоте.
- А как приходится поступать в случае, если вам необходимо отлучиться в уборную?
- В кабине нет специального туалета, но спускаться и подниматься каждый раз не обязательно. Все можно сделать прямо наверху, используя такое нехитрое приспособление, как горшок.
- Вы обустраиваете кабину под себя? Возможно, украшаете ее, чтобы было уютнее?
- Конечно! Когда "съезжаешь", приходится спускать на землю два-три баула с вещами. Но конкретно эту кабину я не трогаю, потому что еще не факт, что я на этом кране останусь работать, а так обычно украшаю. Кто-то цветочки клеит, кто-то бабочек. Мужчины, конечно, не украшают. В основном женщины этим занимаются.
- А как обстоят дела с температурой в кабине летом и зимой?
- Зимой в кабинах всегда тепло - там есть печки, а летом, конечно, не очень хорошо. Из-за жары приходится открывать дверь или окно, чтобы был небольшой сквозняк. Плюс, из-за того, что стекла там с панорамным видом, солнце печет нещадно.

О профессиональных страхах и ночных кошмарах крановщиков

- Как вы переносите высоту на других объектах - в горах, например? Возможно, вы боитесь летать на самолете?
- Нет, я очень хочу полетать на самолете и на вертолете - это моя мечта! Чем выше для меня - тем лучше. Я обожаю высоту и чувство свободы, чувство полета.

- Есть ли у вас какие-то профессиональные страхи?
- Конечно. К примеру, у нас краны, как известно, падают на кабину. Очень страшно упасть с крана, тем более, в последнее время это случается часто.

- Вам снятся кошмары о вашей работе?
- Представляете, буквально недавно приснился такой сон. Меня охранники подкалывали, мол, чего это я не ночую на кране, ведь зачем спускаться - постелила там и спи. Вот мне и приснился сон, что я сплю в кабине ночью. Это было страшно. Как-то не хочется мне жить на кране.

- Существуют ли профессиональные болезни у крановщиков?
- У многих проблемы с позвоночником из-за того, что нам постоянно приходится сидеть и смотреть вниз, согнув шею. Еще встречаются такие же проблемы, как и у водителей, из-за того, что мы сидим постоянно. К слову, я еще не пробовала специально обустраивать свою кабину, чтобы разминаться там, но я по возможности делаю зарядку, если площадь позволяет.

Об отличном виде из кабины крана и любви к фотографии

- Судя по вашему аккаунту в Instagram, вы очень любите фотографировать. Вы давно этим увлекаетесь?
- У нас это семейное. Мои дедушка и отец занимались фотографией. Они делали снимки для себя, для души. Иногда очень хочется природу запечатлеть так, чтобы ее изображение сохранилось надолго. А из кабины как раз открывается отличный вид на город. Я думаю, красивее всего он выглядит летом, хотя зимой бывают волшебные моменты, когда утром все покрыто инеем и стелется легкий туман.

- У вас очень много подписчиков из-за рубежа, вы общаетесь с ними?
- Да, через Instagram я нашла своих коллег за рубежом. Я общаюсь и переписываюсь с ними. Это, кстати, не все любят. Особенно американцы, почему-то. А само общение происходит на английском языке. Я знаю его на довольно неплохом уровне, благодаря моей школьной учительнице.

О трудностях и недооцененности

- За что вы любите свою работу?
- За высоту!

- А за что не любите?
- За то, что она не ценится. Считается, что работа крановщика - как "два пальца об асфальт", и ничего там делать не надо особенного, хотя это морально очень сложно. Ты постоянно находишься в напряжении, концентрация внимания высокая: надо следить за множеством людей, а то бывает, что "майнуешь", дав предупредительный звонок, а они все равно продолжают идти по территории, не глядя.

- А в денежном эквиваленте ваш труд оценивают адекватно?
- Я бы не сказала, что эта ответственность и риск, на который мы идем каждый день, оцениваются нормально. Хотя, на жизнь, в принципе, хватает.