Казанский велопрокат Veli'k «заморожен» из-за отсутствия финансирования

В Казани даже к 1 июня не запустили систему общественного велопроката, которой наш город гордился с 2013 года. Ранее сообщалось, что, возможно, горожане смогут воспользоваться разрекламированной услугой уже в середине мая. Но на данный момент фирменных велосипедов на велостоянках так и не появилось, а ответственные за проект отказываются комментировать ситуацию. ProKazan.ru решил выяснить, почему в Казани этот проект «заморожен», а в Москве постоянно развивается.

На казанский общественный велопрокат не хватает денег

Еще в мае в некоторых СМИ появились сообщения со ссылкой на компанию Russ Outdoor (занимающейся обслуживанием этой системы) о том, что на запуск системы не хватает средств. Однако сейчас компания официально воздерживается от каких-либо комментариев. При этом казанские велоактивисты подверждают, что финансов действительно не хватает.

- На сколько я знаю, для запуска не хватает финансирования, - прокомментировал депутат Казанской городской думы и велоактивист Ильдус Янышев.

Почему в Москве деньги есть, а в Казани - нет?

Мы обратились к московскому опыту ведения подобного проекта. В Москве проект "Велобайк" реализуется при поддержке Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Спонсируют его крупнейшие российские банки (Банк Москвы и Сбербанк), имеющие в подобном сотрудничестве личный интерес — пиар и реклама своего продукта на всех велосипедах в прокате.

В мэрии Казани корреспонденту портала ответили, что казанский проект частный и от исполкома города он не зависит. В столице РТ спонсором проекта в 2013-2014 году выступал приближенный к городским властям Банк Казани. По какой причине они отказались продолжать сотрудничество в этом году — неизвестно. Других желающих спонсировать проект пока так и не нашли, так как затраты на него существенно превышают доходы.

Система велопроката окупается в среднем на 10 %

Как показывают цифры, подобные городские идеи в принципе обречены оставаться некоммерческими: затраты на установку и эксплуатацию в разы превышают выручку.

В Москве установка системы проката обошлась спонсору в 100 миллионов рублей. При этом столичные журналисты подсчитали среднюю выручку от ее эксплуатации. Оказалось, что в первый год банку вернулось чуть меньше 10% от вложенных средств. В Казани в 2013 году, по заявлениям Russ Outdoor, в проект было вложено 2-3 миллиона евро, при этом продажа билетов, опять же, покрыла только 10% расходов.

Общественный велопрокат — развлечение или решение проблемы?

В Москве подобные затраты оправданы, так как там нововведение позиционируется, как часть городской инфраструктуры, позволяющей избавиться от пробок на дороге. Уже к 1 июля в столице планируют расширить количество велостанций до 300 штук, а количество велосипедов - до 2500, дабы каждый житель Москвы мог добраться на двухколесном виде транспорта до метро и оставить велосипед на другой станции.

В Казани проект Veli'k не выполняет функцию общественного транспорта и затраты на него совсем не так оправданы, как в Москве. В столице РТ обустроены всего 7 станций, которые находятся в центре города и имеют скорее статус туристической изюминки, нежели необходимого средства передвижения.

ProKazan.ru опросил наших подписчиков, чтобы узнать, как они относятся к проекту Veli'k в Казани. Как показал результат опроса, больше половины из 346 опрошенных считают, что общественный велопрокат нужен нашему городу.

А пока остается догадываться, когда же система общественного велопроката вновь заработает.