Александр Буланов
Мокрая слобода за 120 лет: от проституток до первой массовой ликвидации «ветхого жилья»
Портал ProKazan.ru выяснил, как менялся район у железнодорожного вокзала с конца XIX века до наших дней
Сегодня в рамках рубрики, посвященной истории казанских улиц, парков и площадей, портал ProKazan.ru расскажет о районе возле главного железнодорожного вокзала, который до революции назывался Мокрой слободой.

В наши дни место считается одними из главных ворот города – именно с него начинается знакомство с Казанью многочисленных туристов, прибывающих в столицу Татарстана на поездах.

Однако вплоть до конца XIX столетия этот район, располагавшийся тогда на окраине города, пользовался дурной славой. Здесь находились публичные дома, а также дешевые ночлежки, где обитали воры и прочая неблагонадежная публика.

Краткая история Мокрой слободы до конца XIX века
ВИД НА МОКРУЮ СЛОБОДУ СО СПАССКОЙ БАШНИ КРЕМЛЯ, НАЧАЛО XX ВЕКА
Границы Мокрой слободы, в отличие от благоустроенной «дворянско-купеческой» части Казани, были во многом условны. С юго-восточной стороны примерной границей района можно назвать улицу Мартына Межлаука (бывшая Поперечно-Вознесенская), которая сегодня идет от Булака до Колхозного рынка. За этой улицей начинались кварталы с преимущественно мусульманским населением.
С юго-запада границами Мокрой слободы считался район современной Привокзальной площади, а также улица Бурхана Шахиди (до революции – Мочальная площадь). За ними начинался еще один «не престижный» район - Ямская слобода, место проживания городских извозчиков.
Четкими границы Мокрой слободы были лишь с северо-восточной и северной части – Булак и Казанка. А с северо-запада (на месте современной Кировской дамбы) район оканчивался заливными лугами, за которыми располагалась Адмиралтейская слобода. Во время весеннего половодья эти луга затапливало водой.
БУЛАК – ГРАНИЦА МЕЖДУ ЦЕНТРОМ КАЗАНИ И МОКРОЙ СЛОБОДОЙ, НАЧАЛО XX ВЕКА
Первые сведения о Мокрой слободе относятся к середине XVII века. Тогда, 350 лет назад, это была одна из наименее «престижных» для проживания пригородных слобод. Достаточно сказать, что в ее окрестностях находились многочисленные болота и городские свалки.

Несмотря на то, что Мокрая слобода находилась в непосредственной близости от самого центра Казани (их разделяла только протока Булак), в границы города ее включили лишь в XIX веке.
АДМИРАЛТЕЙСКАЯ ДАМБА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ
В 1842 году по указу казанского губернатора Сергея Шипова между Мокрой и Адмиралтейской слободами началось строительство дамбы, впоследствии получившей название Адмиралтейская (в советские годы Кировская).

Именно она стала первой надежной дорогой между пристанями и центром города, так как во время половодий все прилегающие к Казанке местности затапливались талой водой и две части города на долгое время оказывались отрезанными друг от друга.

Однако вплоть до середины 1950-х годов дамба «входила» в центр Казани иначе, нежели сейчас. Раньше ее продолжением являлась Успенская улица (часть современной Московской). Сегодня конец дамбы располагается на квартал южнее и переходит в улицу Саид Галеева (до революции 2-я Мокрая улица).

В 1875 году по Адмиралтейской дамбе прошла первая линия «конки» (предшественницы электрического трамвая), связавшая волжские пристани и площадь перед Гостиным двором.


В 1879 году, по случаю победы в русско-турецкой войне, на границе дамбы и Успенской улицы была построена великолепная триумфальная арка, через которую в город вступали победители – дислоцированные в Казани воинские части, участвовавшие в войне (сегодня на этом месте находится Центральный стадион).

Улицу рядом с аркой назвали Триумфальной (современная улица Ташаяк). Точно также вплоть до советского времени называлась и ближайшая к ней трамвайная остановка.

К концу столетия слобода как и несколько веков назад по прежнему являлась одним из самых неблагоприятных мест для проживания.

Дворян и купцов здесь было сравнительно немного, зато именно в этом районе располагались многочисленные ночлежные дома. Среди постояльцев «ночлежек» было немало воров и проституток, в то время как почтенная публика старалась обходить эти места стороной.
ЧАСТИЧНО ОБИТАЕМЫЙ ДОМ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПОСТРОЙКИ МЕЖУ ВОКЗАЛОМ И ЦУМОМ, НАШИ ДНИ
В 1880-е годы в Казани проживал Алексей Пешков (будущий писатель Максим Горький), который впоследствии, не стесняясь в выражениях, описал эти «ночлежки» в рассказе «Бывшие люди».

- Въезжая улица – это два ряда одноэтажных лачужек, тесно прижавшихся друг к другу, ветхих, с кривыми стенами и перекошенными окнами; дырявые крыши изувеченных временем человеческих жилищ испещены заплатами из лубков, поросли мохом; над ними кое-где торчат высокие шесты со скворечниками, их осеняет флора городских окраин, населенных беднотою. Мутно-зеленые от сырости окна домишек смотрят друг на друга взглядом трусливых жуликов, - говорится в произведении.
Что касается проституции, то Мокрая слобода (наравне с Суконной) являлась одним из двух районов Казани, где наблюдалась наибольшая концентрация «жриц любви».
УЛИЦА САИД-ГАЛЕЕВА (БЫВШАЯ 2-Я МОКРАЯ), НАШИ ДНИ. ДО РЕВОЛЮЦИИ ПОЛУЧИЛА ИЗВЕСТНОСТЬ КАК УЛИЦА «КРАСНЫХ ФОНАРЕЙ», ГДЕ РАСПОЛАГАЛИСЬ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ БОРДЕЛИ.
По данным профессора кафедры историографии и источниковедения КФУ Светланы Малышевой, посвятившей исследованию проблемы книгу «Профессионалки, арфистки, любительницы: досуг в Казани во второй половине XIX – начале XX века», жители Мокрой слободы жаловались на засилье борделей. И даже обратились к губернатору с просьбой искоренить разврат в виде многочисленных домов терпимости на 2-й Мокрой улице (ныне Саид-Галеева).

Помимо притонов, Мокрая слобода «славилась» также тем, что являлась местом, где массово проживали «проститутки-одиночки». Нередко несколько «жриц любви» совместно снимали комнату или даже угол в одной из «ночлежек». А были и такие, которые и вовсе не имели своего угла и бродяжничали, зарабатывая на жизнь.

Среди «проституток-бродяжек» было немало женщин «в годах», которые в прямом смысле были выброшены за возрастом из публичных домов. Светлана Малышева приводит слова казанского врача Н. Н. Порошина, назвавшего их «самыми жалкими и несчастными – перебегающими из трактира в трактир». Услуги этих женщин были востребованы лишь представителями самого «дна» города. Нередко расплачивались с ними лишь «шкаликом водки и луком на закуску».

Жизнь одной из самых неприглядных городских окраин начала стремительно меняться в 1890-е годы, с приходом в Казань железной дороги. И именно Мокрая слобода была выбрана местом строительства вокзала.
Мокрая слобода в конце XIX века
Строительство железной дороги, криминал и операция по «ликвидации ветхого жилья»
СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ОКРЕСТНОСТЯХ КАЗАНИ, КОНЕЦ XIX ВЕКА
Перемены в жизни Мокрой слободы подробно отражены в путеводителе «Спутник по Казани» 1896 года под авторством профессора Казанского университета Николая Загоскина.

По его словам, вначале вокзал планировалось построить не в Мокрой слободе, а за Казанкой (в районе современной станции Лагерная) с целью экономии средств. Однако в итоге решено было возвести его ближе к центру города.

- Вокзал… первоначально проектировался за рекой Казанкой, в одной из западных слобод города, отделяемых от него весенним разливом, так как сооружение станции в самой Казани требовало постройки моста через реку Казанку, двухверстной дамбы для подхода к городу, значительного поднятия площади будущей станции и больших издержек по экспроприации домов и земель. Правление железной дороги согласилось на все эти издержки при том условии, если город Казань примет в них участие в сумме 300 тысяч рублей, с рассрочкой уплаты их на три года.
Как пишет Загоскин, «город принял на себя это обязательство, благодаря чему Казань имеет в настоящее время железнодорожную пассажирскую и товарную станцию с очень хорошим зданием вокзала, выстроенного железной дорогой, взамен временного, вблизи от центра города в районе Второй Мокрой улицы, переименованной в Вокзальную».
При строительстве вокзала была проведена первая в истории города операция «по массовой ликвидации ветхого жилья», в результате которой была расселена значительная часть Мокрой слободы. Городские власти планировали этим «убить сразу двух зайцев» - снизить криминогенную ситуацию, сложившуюся в этом районе, и одновременно с этим провести его внешнее благоустройство.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ СТАРОЕ РУСЛО КАЗАНКИ У ЗИЛАНТОВА МОНАСТЫРЯ
По словам Загоскина, активные работы по строительству железной дороги на левом берегу Волги (от современного Зеленодольска до Казани, прим. автора) начались с лета 1893 года. На участке от Игумновой слободы (район современной станции Лагерная) до Мокрой слободы одновременно трудились до 4000 человек. Между центром города и Адмиралтейской слободой была насыпана новая железнодорожная дамба.
Одновременно с этим сносятся многочисленные дома в Мокрой и частично Ямской слободах, на территории которых затем началось возведение вокзала. Большей частью ликвидированные дома представляли из себя трущобы, где располагались ночлежки, притоны и доходные заведения – места обитания нищих, воров и проституток.

- Пришлось выкупить 130 домов в Мокрой и Ямской слободах, снести их и поднять уровень земли на 2 аршина (почти 1,5 метра, прим. автора), что обошлось в 1 млн рублей. Владельцы домов потребовали 900 тысяч рублей. Однако власти оценили дома в 300 тысяч. Путем переговоров сошлись на 500 тысячах рублей, - пишет Николай Загоскин.
ВОКЗАЛ СО СТОРОНЫ ПУТЕЙ, КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКА
Однако, несмотря на масштабные работы по расселению «ночлежек» и работы по благоустройству, проблему с криминалом в Мокрой слободе удалось разрешить только частично. В частности, по данным Светланы Малышевой, проститутки-одиночки, которых пытались выселить оттуда в связи со строительством железной дороги, неизменно возвращались на привычное место проживания и работы.

Более того, в феврале 1890 года четыре казанские проститутки (Боярскова, Семенова, Богданова и Демидова) даже обратились к губернатору, объясняя свое право проживания в Мокрой слободе давней традицией.

- С давних пор, как мы, так еще и до нас, всегда проститутки, по дешевизне квартир, вообще проживали в Заднее-Мокрой улице, а также и по самой обстановке этой улицы, - говорилось в обращении «жриц любви».
Транспорт и инфраструктура
Несмотря на статус «не престижной окраины», Мокрая слобода являлась одним из лучших районов города в плане транспортной доступности.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ШЕСТИ ЛИНИЙ ТРАМВАЕВ НАЧАЛА XX ВЕКА НА СОВРЕМЕННОЙ КАРТЕ ГОРОДА
Так, через слободу в конце XIX века проходили две из пяти линий «конки» - Первая (Волго-Проломная) и Третья (Екатерининская).

Первая линия связывала пятачок у начала улицы Большая Проломная (ныне Баумана) возле Кремля и волжские пристани в Адмиралтейской слободе.
Третья линия являлась связующим звеном между Ивановской площадью (современная площадь 1 Мая) у стен Кремля и химическим заводом Крестовниковых на Екатерининской улице (ныне предприятия группы «Нэфис» на улице Тукая).

Впоследствии, в 1899-1900 годах, вместо «конки» по тем же рельсам пошли вагоны электрического трамвая.
БЕЛЬГИЙСКИЕ ТРАМВАИ, ЗАКУПЛЕННЫЕ В КОНЦЕ XIX ВЕКА, «БЕГАЛИ» ПО РЕЛЬСАМ ГОРОДА ВПЛОТЬ ДО РУБЕЖА 1920 – 1930-Х ГОДОВ
Кроме того, еще до революции по территории Мокрой слободы была пущена еще одна линия трамвая, Кольцевая.

Это был круговой маршрут, который начинался на Ивановской площади (1 Мая) у Спасской башни Кремля, спускался к улице Федосеевской возле Казанки, через улицу Пушкина выходил к современному Кольцу. Далее через Евангелистовскую (ныне улица Татарстан) и Большую Мещанскую (Нариманова) выходил к зданию железнодорожного вокзала. После этого через Поперечно-Владимирскую и Гостинодворскую (современная Чернышевского) возвращался к Ивановской площади.
БАРАБУСЫ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Помимо трамвая, еще одним видом транспорта служили извозчики или «барабусы» (от татарского слова «барабыз» - «идем», «едем»).

Барабусы возили пассажиров за гроши, поэтому их услуги были особенно популярны у бедных слоев населения. В частности, наименее состоятельных пассажиров железной дороги.

С Адмиралтейской слободой Мокрая слобода была связана построенной еще в середине XIX столетия дамбой.
Дамба… в ночное время освещается керосиновыми фонарями, а на половине ее протяжения устроена каменная полицейская караулка; по этой дамбе пролегают рельсы конно-железной дороги. В настоящее время параллельно этой дамбе пролегает дамба и московско-казанской железной дороги, пересекающей полотно ее у самой Адмиралтейской слободы.
— путеводитель Загоскина конца XIX века
С центром города Мокрая слобода была связана несколькими деревянными мостами, которые были переброшены через протоку Булак. Причем нередко во время весенних половодий их просто сносила талая вода. После этого, с отступлением воды, мосты строились заново.

Фото конца XIX – начала XX веков
Бизнес, рестораны и полицейская часть
Несмотря на то, что Мокрая слобода считалась «захудалой окраиной», ее расположение между вокзалом и волжскими пристанями являлось одним из выгоднейших в городе. Именно поэтому территорию района, не взирая на ситуацию с криминалом, облюбовали пароходства и транспортные общества, разместившие здесь свои конторы.
ПАРОХОД ОБЩЕСТВА «КАВКАЗ И МЕРКУРИЙ» НА ВОЛГЕ, КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКА
Так, в Мокрой слободе располагались абсолютно все транспортные конторы города, занимавшиеся перевозкой всевозможных грузов. Кроме того, здесь же находились представительства всех волжских пароходств («Самолет», «Кавказ и Меркурий», «Общество по Волге» и другие).

А вот ситуация с магазинами, ресторанами и гостиницами была не столь радужной. Так, Николай Загоскин на страницах своего путеводителя рекомендовал для посещения лишь две «гостиницы» (причем, не в числе самых лучших) - меблированные комнаты в доме Ратнер на Владимирской улице (ныне часть Московской) и в доме Соболевых на Мокрой площади (современная Привокзальная площадь).


ЗДАНИЕ БЫВШЕЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ЧАСТИ НА МОСКОВСКОЙ УЛИЦЕ, КОТОРАЯ НЕКОГДА ОБСЛУЖИВАЛА МОКРУЮ СЛОБОДУ, НАШИ ДНИ
Оба «мини-отеля» располагались возле вокзала, и, по всей видимости, были рассчитаны на обслуживание именно пассажиров поездов.

Что касается ресторанов, то, по данным Загоскина, в Мокрой слободе не было ни одного, который бы входил в число лучших в городе. Ученый назвал лишь один второстепенный ресторан, расположенный прямо в здании вокзала.

Аптек в Мокрой слободе и вовсе не было ни одной. Ближайшая аптека Мейзельса располагалась в доме Усманова – на южной половине Московской улицы в татарской части города.
Спецификой Мокрой слободы (видимо, в силу отличной транспортной доступности и удобства доставки крупного товара) являлась торговля сельскохозяйственной техникой, запчастями для пароходов, стеклами и конными экипажами. Кроме того, здесь находилась половина городских пивных складов и один из крупнейших в городе магазинов по продаже кофе и чая.
Обслуживала Мокрую слободу (как и всю Забулачную часть Казани) вторая полицейская часть, которая располагалась на углу Московской и Посадской (ныне Тази Гиззата) улиц.

Помимо воров и дебоширов, одной из главных проблем полицейских из второй части являлись многочисленные проститутки, жалобы на которых регулярно поступали от жителей района.
Религия, парки и скверы
На рубеже XIX-XX веков в Мокрой слободе располагались сразу пять православных храмов, причем два из них (Владимирский и Успенский) имели статус соборов.

Большая часть храмов (три из пяти) находилась на трех переходящих друг в друга улицах – Успенской, Владимирской и Московской, которые в советские годы были объединены в улицу Кирова (ныне улица Московская). Еще одна церковь, Варлаамовская, располагалась в непосредственной близости от Московской.
ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Главной доминантой района являлся Владимирский собор, находившийся на перекрестке Владимирской (ныне часть Московской) и Поперечно-Владимирской (современная Чернышевского) улиц.

Владимирский собор, возведенный в стиле барокко, строился почти четверть века – с 1694 по 1718 годы. Статус собора получил в 1732 году. Спустя сто лет, в 1836-1847 годах по проекту Петонди рядом с храмом возводится величественная колокольня с островерхим шпилем, напоминающим завершения некоторых храмов Санкт-Петербурга.
В конце XIX века в ограде храма была построена часовня в память гибели императора Александра II от рук народовольцев в 1881 году.

В квартале от Владимирского собора на перекрестке улиц Успенская (ныне часть Московской) и Триумфальная (Ташаяк) находился еще один собор – Успенский.

Храм был построен на рубеже XVIII-XIX веков в распространенном тогда стиле классицизма. В середине XIX столетия собор обзавелся новой колокольней, которую соединили с храмом.
Успенский собор в силу своего расположения являлся одним из самых известных храмов и своеобразной «визитной карточкой» города. Именно возле него начиналась Адмиралтейская дамба, которая вела как в сторону волжских пристаней, так и переходила в дорогу на Москву.

Поэтому путешественники, въезжавшие в Казань с западной стороны, видели этот храм одним из первых. В 1879 году прямо напротив собора возвели триумфальную арку в честь победы в русско-турецкой войне. Тем самым, сложился один из самых узнаваемых архитектурных ансамблей города того времени.
На Московской улице, с другой стороны Владимирского собора, находилась церковь Московских Чудотворцев.

Церковь во имя Московских Чудотворцев, находившаяся на перекрестке Московской и Варламовской (ныне Тази Гиззата) улиц, была построена в 1739 году в стиле барокко. В 1898 году в ограде храма была построена часовня в древнерусском стиле, посвященная памяти императора Александра III.
Прямо напротив нее, на Варламовской улице возвышался еще один храм – церковь Смоленской иконы Божией Матери (сегодня на этом месте находится Колхозный рынок, прим. автора).

В силу того, что один из ее престолов был посвящен Варлааму Хутынскому, церковь чаще именовали Варлаамовской. Храм был построен в 1726 году в барочном стиле.
Пятым храмом Мокрой слободы являлась Ильинская церковь, находившаяся возле 2-й Мокрой улицы (ныне Саид-Галеева) (она находилась на площадке между ЦУМом и рестораном «Макдоналдс»). Храм возвели не позднее 1749 года в стиле барокко.

Что касается парков, то, в отличие от верхней центральной части Казани, которую огибал целый пояс великолепных садов, в Мокрой слободе с этим дело обстояло намного печальнее.
Вплоть до конца XIX века в районе не было ни одного парка, сада или сквера. И лишь после строительства вокзала привокзальную площадь решено было преобразовать в небольшой сад – здесь были высажены деревья.

- Садик этот недавно лишь разведен и требует еще многого для приведения его в состояние надлежащего благоустройства, - говорится на страницах путеводителя Николая Загоскина 1896 года.
Краткая история Мокрой слободы с конца XIX века до наших дней
КАМЕННЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ БУЛАК В НАШИ ДНИ
1899-1900 годы. Замена «конки» электрическим трамваем.

1907 год. На Булаке завершено строительство первого в городе каменного моста – Лебедевского. С этого момента Мокрая слобода надежно связана с центром города постоянным мостом, который, в отличие от деревянных, не подвержен уничтожению половодьями.
1913 год. Завершено строительство Романовского железнодорожного моста через Волгу (сегодня Зеленодольский мост). Увеличение пропускной способности дороги и, как следствие, рост числа пассажиров вокзала в Мокрой слободе Казани.
1917 – 1921 годы. Экономическая разруха заключительного этапа Первой мировой войны, боевые действия 1918 года между Красной армией и белочехами, уход вместе с белой армией значительной части состоятельных горожан, а также запрет частной торговли привели к тому, что торговая жизнь в Мокрой слободе, как и во всем городе, почти полностью замерла.
Эти же годы характеризуются беспрецедентным разгулом преступности. Причиной стала не только экономическая обстановка. Уже после Февральской революции 1917 года старая и опытная царская полиция была распущена. Охрана порядка перешла в руки нового органа – милиции, которая в наиболее непростое время только проходила процесс своего становления.
ДОМ ЗЕМЛЯНОВА НА МОСКОВСКОЙ УЛИЦЕ, НАШИ ДНИ. В 1918 ГОДУ ЗДЕСЬ РАСПОЛАГАЛСЯ ШТАБ КРАСНОЙ ГВАРДИИ, ОРГАНИЗОВАВШЕЙ ПОДАВЛЕНИЕ КОНТРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЗАБУЛАЧНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Что касается проституции, процветавшей в Мокрой слободе, то вначале 1917 года после Февральской революции все полицейские ограничения проституции были просто отменены.

«Жрицы любви» даже предпринимали попытки создания собственных профсоюзов для отстаивания своих прав.

Однако после Октябрьского переворота эта инициатива развития не получила. Более того, большевики, считая «жриц любви» одной из причин разложения Красной армии, начали жестко ограничивать их деятельность.
1922 – 1929 годы. Власти страны переходят от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП). В Мокрой слободе происходит возрождение частной торговли. Вновь открываются магазины. Однако к концу 1920-х годов, с отказом от НЭПа, частная торговля была запрещена вновь. Частные магазины были либо закрыты, либо перешли в категорию государственных.

К периоду НЭПа относится и новый всплеск уличной проституции. Однако позиция властей по отношению к «жрицам любви» вновь резко ужесточилась и вскоре они почти полностью исчезают с улиц.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ НАД УЛИЦЕЙ ПАВЛЮХИНА В 1917 ГОДУ, ЧАСТЬ ЮЖНОГО ОБХОДА. НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ЕГО СТРОИТЕЛЬСТВО БЫЛО ЗАВЕРШЕНО ЕЩЕ В ГОД РЕВОЛЮЦИИ, ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДОВ НА ЭТОМ УЧАСТКЕ ОТКРЫЛОСЬ ЛИШЬ СПУСТЯ 10 С ЛИШНИМ ЛЕТ
Конец 1920-х годов. Окончание строительства южного обхода железной дороги (участок магистрали от вокзала до Дербышек через современные станции «Вахитово», «Ометьево», «Новаторов» и «Компрессорный завод»). В результате вокзал в Мокрой слободе перестал быть тупиковым. Возросло количество пассажиров поездов.
1920-1930-е годы. Закрытие и снос большинства храмов бывшей Мокрой слободы. Еще до завершения Гражданской войны был закрыт Успенский собор – бывший храм стали использовать в качестве склада, где хранили зерно. Однако само здание тогда удалось спасти от разрушения – в 30-е годы разобрали лишь великолепную колоннаду у входа в собор.
Бывший храм и его колокольня стояли на прежнем месте вплоть до 1970-х годов.

Остальным храмам повезло меньше. Одной из первых была снесена церковь Ильи Пророка (Ильинская, стоявшая на площадке возле современного здания ЦУМа). Храма не стало в 1931 году.
В следующем, 1932 году, снесли и Варлаамовскую церковь на одноименной улице. Позже на пустыре на месте бывшего храма выросло здание Колхозного рынка, где оно располагается и сейчас.
НА ФОТО - ДВЕРИ В СОХРАНИВШУЮСЯ КОЛОКОЛЬНЮ ХРАМА МОСКОВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ, НАШИ ДНИ
РУИНЫ ХРАМА МОСКОВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ, НАШИ ДНИ
ЧАСОВНЯ ВО ИМЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III, НАШИ ДНИ
Примерно в это же время был разрушен и расположенный рядом с ней храм Московских Чудотворцев. Однако (довольно редкий случай) колокольня храма избежала разрушения.

Сейчас на площадку, где ранее стояла церковь, занимает подворье Раифского монастыря. В постсоветские годы здесь был возведен новый храм из бетона и красного кирпича (но не на историческом месте).

Уцелела и часовня во имя Александра III (на фото). Что касается исторической колокольни, то в последние годы был проведен ее косметический ремонт.

И, наконец, в апреле 1936 года настала очередь самого крупного храма Мокрой слободы – Владимирского собора. Решение о сносе храма было принято еще в 1932 году с целью расчистки места под строительство жилья. Однако реализовано оно было только 4 года спустя.

По данным сайта Татарстанской митрополии, взрывы производил полк Латышских стрелков, расквартированный в Казани. Позже на этом месте воздвигли огромный сталинский жилой дом, известный по магазину «Военторг».
НА ФОТО - СТАЛИНКА НА МЕСТЕ ВЗОРВАННОГО ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА, НАШИ ДНИ
1940 – 1950-е годы. Деревянные мосты на Булаке, соединявшие бывшую Мокрую слободу с центром города, меняются каменными.

1957 год. Образовано крупнейшее в Европе Куйбышевское водохранилище с резким повышением уровня воды в Волге.

За несколько лет до этого в Казани начинается масштабное строительство защитных дамб. Ряд из них были построены на территории бывшей Мокрой слободы (на Волге за железной дорогой, в районе пляжа «Локомотив» и на Казанке).

Была увеличена высота Кировской (бывшей Адмиралтейской) дамбы и несколько изменена ее трассировка. С середины 1950-х годов она «вливалась» уже не в улицу Кирова (бывшая Успенская, современная Московская), а в улицу Саид-Галеева (бывшая 2-я Мокрая) возле железнодорожного вокзала.

Также, по причине изменения русла Казанки, которая отныне впадала в Волгу не к западу от Адмиралтейской слободы, а к востоку – между бывшими Адмиралтейской и Мокрой слободами, в центре Кировской дамбы были сооружены новые автомобильный и железнодорожный мосты.
Кроме того, по причине строительства защитной дамбы на Казанке, выход Булака к реке был окончательно закрыт. Протока у места впадения в Казанку была «спрятана» в трубы. А территория бывшей Мокрой слободы впервые получила связь с центром города не через мосты.

1960 – 1977 годы. Одновременно с преобразованием водной среды Казани, было принято решение сделать прилегающую к Кремлю часть бывшей Мокрой слободы центром спортивной жизни и «новым лицом» города. Строится ряд ключевых для Казани объектов с одновременным сносом старой жилой застройки.

МОСТ НА АДМИРАЛТЕЙСКОЙ (БЫВШЕЙ КИРОВСКОЙ) ДАМБЕ, НАШИ ДНИ
В 1960 году на бывшей Триумфальной улице (прямо на месте, где раньше стояла Триумфальная арка) строится новый Центральный стадион, который более чем на полвека стал центром футбольной жизни города.
В 1966 году прямо напротив стадиона, на перекрестке с улицей Кирова (бывшая Успенская, современная Московская) вырастает здание Дворца спорта, ставшее вплоть до строительства «Татнефть Арены» местом выступления городского хоккейного клуба.
ЦИРК, НАШИ ДНИ
В 1967 году возле Центрального стадиона со стороны Казанского Кремля появилось ультрасовременное для того времени здание цирка, которое было спроектировано в виде классической «летающей тарелки» инопланетян.
В 1977 году на улице Кирова со стороны вокзала возводят новое здание ЦУМа, ставшее первым в городе классическим торговым комплексом с универмагом, рестораном и столовой на 230 мест. Общая площадь торговых помещений превышала 10 квадратных километров, а складов – 13 квадратных километров.
1978 год. Снесен Успенский собор (колокольня была разобрана на 6 лет раньше – в 1972 году). Перед сносом собора на прилегающей территории размещался автобусный парк, а здание бывшего храма использовалось в качестве административного.
Предлог для сноса собора – строительство по соседству с ним кинотеатра и необходимость расчистки прилегающей к нему территории. В итоге кинотеатр так и не был достроен до конца, превратившись в долгострой. Впоследствии его разобрали, а на образовавшемся пустыре уже в наше время была возведена «Пирамида».
ВИД НА «ПИРАМИДУ» С КРЕМЛЕВСКОГО ХОЛМА, НАШИ ДНИ
1980 – 1990-е годы. Снятие запрета с предпринимательской деятельности привело к тому, что район бывшей Мокрой слободы к середине 1990-х годов стал одним из главных в городе центров торговли. Здесь, в окрестностях ЦУМа и Колхозного рынка, разместились многочисленные стихийные базары.
Одновременно с этим, в условиях разгула уличной преступности, прилегающие к вокзалу, ЦУМу и Колхозному рынку кварталы становятся одними из самых опасных в городе.

Ситуация нормализовалась только к концу 1990-х – началу 2000-х годов.
1992 год. В главном здании вокзала произошел сильнейший пожар, в результате чего памятнику архитектуры был причинен колоссальный ущерб. Восстановительные работы завершились только к 1997 году.

2005 год. В непосредственной близости от бывшей Мокрой слободы открывается одна из станций первой линии Казанского метрополитена – Кремлевская.
ВЫХОД СО СТАНЦИИ МЕТРО КРЕМЛЕВСКАЯ, НАШИ ДНИ
Бывшая Мокрая слобода в наши дни
Сегодня прилегающие к вокзалу кварталы вовсе не напоминает убогую и криминогенную окраину Казани, какой они были еще 100 лет назад.

В последнее десятилетие (к Тысячелетию города и, особенно, ко Всемирной Универсиаде 2013 года) были проведены масштабные работы по благоустройству территории бывшей Мокрой слободы.
ПЕРЕСТРОЕННОЕ ЗДАНИЕ ПРИГОРОДНОГО ВОКЗАЛА И НОВЫЙ ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПУТИ, НАШИ ДНИ
Так, было отреставрировано историческое здание вокзала конца XIX века, полностью благоустроена Привокзальная площадь – здесь появилась подземная парковка, а наверху уютные скамейки и световой фонтан. Обновлено и здание пригородного вокзала.

На прилегающих к вокзалу улицах отреставрировали ряд исторических строений, в частности – здание бывшей второй полицейской части с пожарной каланчой. При этом определенная часть старых домов в 1990 – 2000-е годы была снесена.
На их месте строились либо новые дома, либо многочисленные офисные центры, по числу которых бывшая Мокрая слобода сегодня занимает одно из первых мест в городе.

При этом, район сохраняет и свое торговое значение. Так, в 2007 году была проведена реконструкция ЦУМа, в результате которой торговые площади увеличились с 10 до 17 квадратных километров.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАСТРОЙКА ПО МОСКОВСКОЙ УЛИЦЕ ВОЗЛЕ КОЛХОЗНОГО РЫНКА
Несмотря на наличие многочисленных офисных и торговых площадей, район по-прежнему является жилым, в отличие от многих других улиц центра города. Здесь есть дома как советской, так и современной постройки. Сохранилось и определенное количество дореволюционных зданий, в некоторых из которых по-прежнему живут люди.

А вот спортивное значение бывшей Мокрой слободы существенно снизилось. Так, в 2005 году хоккейный клуб «Ак Барс» переехал из Дворца спорта в только что построенную в Ново-Савиновском районе «Татнефть Арену».
«Осиротевший» Дворец спорта сегодня используется как один из городских катков, где время от времени проводятся различные спортивные состязания. Кроме того, в здании Дворца нередко проходят различные ярмарки и выставки.

Несколько иная ситуация сложилась с футболом. Несмотря на то, что новый стадион «Казань Арена» был построен еще к Универсиаде, часть матчей с участием «Рубина» по прежнему проходит на Центральном стадионе. Более того, в последние годы была проведена его реконструкция, благодаря которой он, наряду с «Казань Ареной», стал соответствовать самым высоким европейским стандартам.
ИСТОРИЧЕСКАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ЗАСТРОЙКА ПО УЛИЦЕ ЧЕРНЫШЕВСКОГО (БЫВШЕЙ ПОПЕРЕЧНО-ВЛАДИМИРСКОЙ УЛИЦЫ) У ВОКЗАЛА
По-прежнему работает и цирк, который недавно был отремонтирован и обновлен – в верхней части купола появилась яркая подсветка.

С этого года после продолжительного перерыва площадка между цирком и стадионом вновь является местом установки главной новогодней елки города.

Район, как и 100 лет назад, отличается великолепной транспортной доступностью. Именно здесь соединяются потоки транспорта с Адмиралтейской (бывшей Кировской) дамбы и Кремлевской (бывшей Ленинской) дамбы.
ТРАМВАЙ НА УЛИЦЕ БУРХАНА ШАХИДИ (БЫВШЕЙ МОЧАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ), НАШИ ДНИ
Через бывшую Мокрую слободу проходят несколько трамвайных и троллейбусных линий, а также многочисленные маршруты автобусов. В непосредственной близости находится и станция метро «Кремлевская».
РУИНЫ СТАРИННОГО ДОМА ВО ДВОРЕ НА УЛИЦЕ ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Что касается криминальной обстановки, то сегодня бывшая Мокрая слобода, которая еще сто лет назад причиняла постоянную головную боль городской полиции, в этом отношении не сильно отличается от других частей центра города.
ЗАСТРОЙКА МОСКОВСКОЙ УЛИЦЫ НАПРОТИВ ЦУМА, НАШИ ДНИ