Туроператоров обязали выдавать клиентам все документы за сутки до отправления рейса. Соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Эта норма должна повысить правовую защищенность туристов. По словам премьера, если авиабилет оформляется в электронном виде, то туроператоры должны будут выдавать своим клиентам выписку из автоматизированной системы, которая содержит сведения о перевозке. В свою очередь, представители туристического бизнеса уверены, что новые нормы будут трудновыполнимыми. Об этом сообщает газета "Известия".
— Существуют проблемы с визами. Их выдача вообще не зависит от турфирм, консульства нередко тянут, выдают их только в последний день. Если визы будут входить в турпродукт, то соблюдать новые правила станет трудно. Что касается авиабилетов, то выдавать их заблаговременно возможно, — отметил Юрий Барзыкин, первый вице-президент Российского союза туриндустрии.
При этом он уточнил, главное, чтобы сразу выдавались билеты в оба конца, а будет ли это делаться за сутки или в день вылета, не важно. В свою очередь, Александр Нефёдов, генеральный директор компании «Время приключений», обратил внимание, что под угрозой могут оказаться наиболее дешевые предложения.
— Есть регулярные рейсы, которые можно заранее забронировать и выдать билеты клиентам хоть за неделю. И есть чартеры, где всё решается в последний момент. Могут перенести вылет на несколько часов, объединить несколько рейсов в один. Конечно, это не очень удобно, но ощутимо дешевле, поэтому люди сами выбирают, что им нужнее — комфорт или доступные цены. После того как новые правила заработают, туроператоры лишаться возможности брать самые дешевые чартеры, что, конечно, станет серьезным ударом по всей отрасли, — решает он.
По оценке эксперта, разница между билетами на чартерные и регулярные рейсы составляет порядка $80–100.
— Прежде всего пострадают дешевые пляжные направления — Турция, Египет, которые предлагали отдых по наиболее доступным ценам. Я сам не так давно брал подобный тур, который мне обошелся дешевле, чем авиабилеты на регулярный рейс, — отметил Нефёдов.
Татьяна Коршунова, вице-президент компании «Ланта-Тур-Вояж», также согласна с тем, что новые правила затруднят работу туроператоров, но считает, что они вводятся в интересах самих туристов.
— Бывает, туроператор по не зависящим от него причинам задерживает выдачу авиабилетов — идет замена борта, сливаются рейсы. Но я считаю, что турист вправе получить свои документы своевременно, а не ждать их в аэропорту, не зная, что ему принесут, — считает она.
При этом, по мнению Коршуновой, новые правила могут привести к исчезновению горячих туров (горящих путевок).
— Чартер выписывается единым списком, нельзя подавать список пассажиров по частям, по мере бронирования. Поэтому оператор до последнего тянет, чтобы закрыть свой блок мест. Теперь придется закрывать продажи раньше — увы, это может привести к некоторым издержкам. В частности, видимо, возникнут проблемы с горячими турами. От них придется отказаться, потому что надо будет заблаговременно подавать список, а горячие предложения возникают уже в самом конце, когда становится понятно, что клиентов не хватает, — объясняет она.
Также, как отметила Коршунова, в таких условиях туроператоры уже не смогут брать чартерные рейсы last minute, которые являются самыми дешевыми. Кроме того, возможно, туркомпаниям придется исключить из турпакета визовые услуги, чтобы не рисковать из-за сбоев в работе визовых центров.