Казань всего на один день посетила Олимпийская чемпионка 2008 года Гульнара Галкина –Самитова. ProKazan.ru смог побеседовать со спортсменкой и узнать ее мнение о допинговых скандалах с российскими спортсменами, примеры сексизма в спорте и на что уходят гонорары за медали на Олимпийских играх.
Гульнара, в последнее время наши спортсмены все чаще попадают в допинговые скандалы. Как вы считаете, почему это происходит?
- Знаете, когда мы получаем медали, мы постоянно сдаем пробы на допинг-контроль. Они же проверяют, убеждаются, что все чисто, потом нам дают медали. Но проверять эти же анализы через 10 лет мне кажется просто абсурдом. 10 лет – это такой большой срок, за который наука шагнет вперед, изменятся правила и то, что было разрешено, станет запрещено. Вот мельдоний был незапрещенный препарат, а теперь - нет. Это конечно все связано с политикой, иначе зачем бы нам вообще давали медали? Сказали бы, через 10 лет получите, если пробы будут нормальными.
А спортсмен может сам что-либо принять?
- Мы доверяем докторам сборной России и принимаем то, что они нам назначат. Это восстановительные препараты, поливитамины. Сами мы не можем купить даже биологическую добавку к пище, вдруг там какой-то препарат? Раньше, если что-нибудь заболит, «но-шпу» могли выпить. Сейчас побоишься, а вдруг?
После того, как спортсмен попадается на допинге, его медаль отправляется к другому?
- Мне кажется это неправильным отбирать их через столько лет. В 2009 году в Берлине я была четвертой. Позже двух девочек у нас дисквалифицировали, получается я с 4-го места перешла на 2-е. Но я же не прошу медаль, зачем мне то, что принадлежало другому? Но в прошлом году у нас был случай, когда хотели забрать медали у спортсменок, но наши девочки выиграли суд, так как до 2005-го года, когда они их получили, пробы были действительно 8 лет, а не 10.
Как вы прокомментируете Доклад Макларена?
- Отстранили наших атлетов, тоже неправильно сделали. Почему столько наших спортсменов, которые много лет выступают по всему миру, должны страдать после какого-то доклада? Это мечта любого спортсмена – попасть на Олимпийские игры. Это может быть твоя первая и последняя Олимпиада! Спорт не вечен: любая травма может привести к завершению карьеры. Поэтому отстранение спортсмена, целой сборной – настоящее потрясение.
И если на то уже пошло, почему все это так необъективно? Почему американец, который два раза попадался на допинге, все равно участвовал в Играх? А нам нельзя, потому что у нас там через 10 лет что-то обнаружили! Но даже без тех, кого незаслуженно отстранили, на мой взгляд, это была достойная Олимпиада для российской сборной. Мы смотрели, болели, переживали за своих.
А как же параолимпийцы, которых вообще отстранили без повода?
- Отстранять параолимпийцев от Игр я считаю абсолютно несправедливым. Они этим спортом живут, как вообще это можно отнять? Сейчас у нас в России предлагают провести параллельные соревнования с такими же призовыми. И я конечно же поддержала бы такой проект. А что делать, если их туда не пускают? Людей надо поощрять, они столько к этому шли. В конце июля в Москве было подобное с легкой атлетикой, правда, там призовые были уже не такие, как на Олимпийских играх. Но в любом случае спортсмены выступили и заработали хоть какие-то деньги.
А сколько сейчас зарабатывают Олимпийские призеры?
- Сейчас спортсмены получают по 4 миллиона. Плюс еще автомобили дают. Нам тогда давали X3 девочкам и X5 мальчикам, независимо от места. Все возмущались, конечно, потому как цена-то разная. Кто-то пробежал запасным на третье место, а кто-то выиграл и получил X3. После этого случая цены на автомобили распределялись соответственно местам.
Как вы потратили свой гонорар?
- Практически сразу после Олимпийских Игр я купила дом в Челнах. Хотелось жить в своем доме, в любой момент можешь выйти на улицу. Сейчас у нас там свое небольшое хозяйство, огород, баня.
Ваша дочь интересуется спортом?
- Я бы не хотела, чтобы дочка занималась этим профессионально. Мы сами спортсмены, знаем какого это. Я бы лучше отдала ее в танцы. Но если она захочет, возражать не буду. На самом деле я удивляюсь, откуда она берет мои замашки. Когда ей было два–три года она еще не видела, что я делаю, у нее было любимое занятие. Дома мы все садились, вытягивали ноги, а она по кругу бегает и через наши ноги перепрыгивает. Потом мы сделали для нее маленькие барьеры, она уже через них стала прыгать. Для меня это удивительно, потому что она ведь тогда ни разу не видела, что я делаю, но точно знала.
Какие ваши ближайшие планы?
- В данный момент я до сих пор тренируюсь, выступаю за «Динамо». Правда, не могу сказать, что уже на достаточно профессиональном уровне. В конце сентября у нас Чемпионат России по кроссу, раз бегаю, может и там выступлю. На Олимпийские игры я уже не поеду, возраст уже чувствуется. Так, разве что съездить и поболеть. А уже сегодня на набережной Казани будет большая гонка, я вхожу в число амбассадоров компании Ironstar Triatlon Russia и буду участницей забега. На триатлон выйдет даже сам министр спорта Татарстана.
Почему вы решили участвовать?
- Повышение интереса именно к триатлону. Большое партнерство с «Русфондом», и все деньги, собранные на забеге будут перечислены на счет конкретного ребенка, которому помогут . Это бесплатный забег, но любой может сделать благотворительный взнос. Поэтому участие в таких проектах мне кажется очень важным делом.