Идея посетить крупный футбольный турнир у казанца Айрата Бурганова родилась на матче России и Люксембурга, который наш город принимал минувшей осенью. Тогда столице Татарстана впервые доверили провести встречу главных национальных сборных. «Центральный» стадион в дождливую погоду тепло встретил своих любимцев, а команда Капелло отблагодарила казанцев и гостей столицы красивой победой – 4:1. Именно возможность увидеть Кокорина и других звезд в майке национальной команды помноженная на исторический успех со скромным Люксембургом и подтолкнула Айрата на то, чтобы отправиться вслед за россиянами на другой континент в Мекку футбола – Бразилию.
– Мы две недели прожили в Рио-де-Жанейро. Была задумка поехать в Порту-Алегре поддержать нашу сборную в играх плей-офф, но как вы сами понимаете, ее не удалось реализовать. А идти вместо этого на игру Бельгия – США, понимая, что они занимают наше место, просто не хотелось.
– А сколько, получается, матчей успел посетить за две недели в Бразилии?
– Один. Мы ведь из Рио никуда не выезжали. Зато это была игра на стадионе «Маракана» между сборными России и Бельгии. Можно было бы и больше. Но внутренние перелеты стоит продумывать заранее, чем мы не занимались. Да и идея была не в том, чтобы сходить на все игры подряд, а отдохнуть и познакомиться с культурой другой страны. И отдых, можно сказать, удался.
– Отдых – да, а вот выступление сборной России несколько испортило впечатление тех, кто остался здесь. А там как восприняли вылет?
– Нам пришлось менять планы. Если бы вышли из группы, мы бы однозначно поехали в Порту-Алегри и Салвадор. Без поддержки, своих бы не оставили. У нас ведь билеты рассчитаны на пять матчей.
А так ходили в фан-зону. Она одна общая, там все вместе смотрят. Смотрели, как играли Россия и Алжир, та игра была в Куритибе. Видели, как бразильцы болели за своих.
– А нас хозяева турнира тоже поддерживали?
– В целом, да. Если смотреть в масштабах фан-зоны, то нам местные постоянно кричали: «Руссия, Руссия!». Но когда стало понятно, что из группы выходит Алжир, африканцы затмили всех.
– Стычек ни разу не было между фанатами соперников?
– Нет, не доходило. К слову, алжирцы, мне, как болельщики, не понравились. Зато очень понравилась атмосфера, которая царит там на «Маракане». Там очень классно! Перед игрой мы все накрасились, взяли флаги и стали повально фотографироваться. К нам тут же присоединились и бельгийцы, и бразильцы. Там особая аура. Незнакомые люди тебя приветствуют, фотографируются с тобой, веселятся. К сожалению, сам матч для нас не очень хорошо закончился. Но впечатление от самого похода на футбол самые позитивные.
– В Рио-де-Жанейро проходила не только игра Россия–Бельгия. На твой взгляд, чьи болельщики больше всего зажигали в городе?
– Лично меня впечатлили бразильцы. Когда играет их сборная – город вымирает. Например, во время игры с Чили мы сразу решили не идти в фан-зону. Там и так весь город, кажется, собрался. Мы отправились в местный спорт-бар, но и там атмосфера, как на стадионе. Кстати, когда начинается игра, люди перестают работать. Даже трафик на улице уменьшается в разы. Официанты, повара, бармен – все выходят в зал, садятся за столики и смотрят футбол. И все становятся болельщиками. Во время игры с Чили в бар пришла старушка девяностолетняя с трясущимися руками. На ней была футболка с десятым номером на спине и надписью Неймар. Так, когда хозяева забили гол, она прыгала вместе со всеми и кричала. Понимаешь, бабулька еще Пеле с Гарринчей в молодости видела, а сейчас за Неймара переживает, как за родного.
– В Бразилии действительно настолько все на футболе помешаны или есть люди, которым он безразличен?
– Там все помешаны! До Мундиаля муссировалась тема, что бразильцы выступают против чемпионата мира по футболу. Появлялись фотографии с надписями: «ФИФА идите домой!». Но на самом деле это как «мыши против сыра». Настолько там народ увлечен этой игрой. Может, они и выступали против ФИФА, но точно не против футбола. Когда видишь, как местные болеют за свою команду, в эти слухи даже верить не хочется. Если помнишь, как люди в Казани выходили на улицы после победы россиян над голландцами в 2008 году на Евро, то там такие гуляния постоянно и после любой игры. Неважно, решающая она или просто очередная в групповом этапе.
– А в чем это сказывается?
– Расскажу кратко одну историю. Перед матчем Бразилия – Камерун мы с утра отправились на рынок. Кстати он у них зовется уругвайским. Все товары широкого потребления в Бразилию привозят именно оттуда. Чтобы казанцам было понятней, это как у нас вьетнамский рынок. Нас сразу предупредили, что в дни игр хозяев у всех сокращенный рабочий день. И на обратной дороге наш путь проходил возле фан-зоны. Там была масса народу, которая за несколько часов до игры собралась вместе скандировать кричалки, петь песни и просто веселиться.
– Сам–то в футбол успел поиграть?
– Отель находился возле пляжа Копакабаны. Сам я не игрок, только зритель. Но там все играют в футбол. У нас возле реки на песочке волейбольный мячик перекидывают через сетку, а там только в футбол. Даже по пляжу ходят и продают мячи. Кукурузу и мячи (улыбается). Даже девушки неплохо чеканят. Говорят в Бразилии две религии: католичество и футбол. И еще неизвестно, какая из них важнее.
– Казанцев за две недели удалось увидеть вдали от родины?
– А мы еще до отъезда предварительно познакомились с казанцами. Наш новый товарищ Евгений собирался посетить все матчи сборной России. Вот его нам удалось увидеть разок. А вообще повидали много русских: из Москвы, Уфы, Калининграда.
– Георгафию России можно изучать…
– Так это я все одну компанию перечислял. Там просто ребята все большие любители футбола. Да и вообще, кого бы, не встречали из соотечественников, все сплошь интересные люди. Один раз даже с вором «в законе» пересеклись. Очень приятное общение было (улыбается).
– Раз уж затронули эту тему, давай развенчаем миф, насколько Бразилия криминогенная страна?
– Нам порассказывали страшилок про то, как грабили туристов. Особо в ходу была история про серба, у которого при свете дня трое хулиганов забрали одежду. Но насколько я понял, бразильцы, в силу своего характера, не готовы идти на риск. Поэтому, если и будут нападать, то с двойным или тройным преимуществом. Нас в компании было четверо, так что им нужно было бы собирать банду из 12 человек. Большой компанией ехать в Бразилию не страшно. Опасаться нужно, если приехал один!
– Или если одна.
– Одиноких русских девушек мы там не встречали. Либо в компании, либо парой. Вряд ли девушка согласится одна перелететь через океан в незнакомую страну на футбол.
– Но фавелы ведь есть в Рио?
– Они есть везде. Ну, или почти везде. Нам даже предлагали сходить в фавелы на экскурсию. Туда водят туристов, и никаких проблем с этим нет. Но про фавелы у меня есть другая история. Один знакомый сам ходил в фавелы знакомиться с местными. Это такой колоритный мужчина лет 50 в майке СССР. Взял с собой видеокамеру и ушел снимать путевой очерк. Языка он не знает, но с собой взял бутылку водки. Специально из России привез.
– Удалось «на троих» ему с местными?
– Еще бы! Вот ждем видеоотчета. Все закончилось очень хорошо. Пообщался с местными, снял, как они живут. Такой видео дневник должен получиться. Народ там спокойный, не агрессивный. Ему даже предлагали местных напитков отведать, но он отказался. Еще предлагали купить какую-то картину за 200 реалов, он тоже не стал тратиться. Так к концу вечера эту картину после посиделок ему так подарили.
– Что еще удивило за эти две недели?
– Там много такси. Тысячи, десятки тысяч. Иногда удобней взять такси, нежели ехать на автобусе. Машины с шашками всегда в шаговой доступности и возят по счетчику, без обмана.
Еще там вкусная еда. Она продается по весу. Набираешь полную тарелку мяса, ее взвешивают, и платишь все с точностью до грамма. Килограмм стоит 40 реалов. В переводе на наши рубли – это примерно пятьсот рублей.
– В Казани во время игр сборной России обсуждали фотографию, на которой болельщики на «Маракане» вывесили баннер в поддержку старой эмблемы «Рубина». Не ваших рук дело?
– Нет, это не мы.
– Что удалось посмотреть в Рио, помимо футбола?
– Самое яркое впечатление оставила лестница Силарона. Она вся выложена из плиток, которые архитектору привозили со всего мира. Ходили на статую Христа, но как мусульманин я не вдохновился. Хотя вид оттуда хороший. Вообще, сама статуя находится на огромной горе в центре большого города. И весь Рио построен вокруг этой горы. У нас подобного представить невозможно.
– Через 4 года чемпионат принимать нам. Что можно перенять от бразильского Мундиаля?
– Меня поразил их патриотизм. Конечно, его на государственном уровне сложно перенять, но если общество это воспримет, будет интересно. Там идешь по Копакабане и везде флаги бразильские. Мимо фавелы проезжаешь, там люди бедно живут, но тоже флаги вывешивают. И все родину любят вне зависимости от достатка. Они патриоты и любят свою страну. А еще все ходят в желтых футболках с надписью Неймар.
– А если не секрет, самому во сколько поездка вышла?
– Я еще не подводил окончательные расчеты. Но примерно, как и планировали. Где-то по 120 тысяч на человека. Но самая расходная статья – авиа перелеты. Они больше половину бюджета съедают. Да и сам полет выматывает. Больше 17 часов в небе. Сначала пришлось лететь в Москву, оттуда в Лиссабон и наконец в Рио. Три самолета сменили. Что интересно, по прилету туда, акклиматизация прошла быстро, а обратно пару дней пришлось помучаться со сменой часовых поясов.
– Чему мы можем научиться у бразильцев в плане организации?
– Мне там все понравилось. Билеты мы получили без проблем. На стадионе несколько эшелонов охраны. Сначала первый пост, потом второй, третий и уже в конце билеты проверяют.
– Как считаешь, у нас так же хорошо получится чемпионат мира провести?
– Я читал, что Бразилия заняла второе место по посещаемости за всю историю чемпионатов мира. Я думаю, мы по этому критерию не дотянем. У нас столько не будет народу. В Бразилии футбол – национальная игра. У нас таких несколько. Сам я конечно посещу игры с участием сборной России. Не уверен, что они пройдут в Казани. Так что придется и по нашей стране поездить. Атмосфера на играх сборной классная. В нее хочется еще раз окунуться.