Водителей старше этого возраста станут лишать водительских прав — кого коснется?

30.09.2025, 16:30 , Ульяна Сенько

В Государственной Думе обсуждается инициатива, которая может существенно изменить правила для пожилых автомобилистов.

Предлагается обязать водителей старше 80 лет регулярно проходить медицинские обследования для подтверждения пригодности к управлению транспортом. Такая мера, по мнению авторов законопроекта, должна повысить безопасность на дорогах.

Что планируется изменить

Сегодня все автомобилисты обязаны менять водительское удостоверение каждые 10 лет. Законопроект предлагает добавить к этому возрастной ценз: начиная с 80 лет, водителю придётся подтверждать здоровье не только при плановой замене прав, но и чаще — с определённой регулярностью.

Аргументы «за»

Сторонники инициативы считают, что возрастные изменения организма напрямую отражаются на способности управлять машиной. Ухудшение зрения, слуха, снижение скорости реакции и подвижности увеличивают риск аварий. Регулярные обследования позволят вовремя выявить проблемы и ограничить доступ к вождению тех, кто объективно не может безопасно участвовать в дорожном движении.

Аргументы «против»

Однако критики считают подход слишком жёстким. Они отмечают, что паспортный возраст не всегда соответствует реальному состоянию здоровья: среди пожилых людей много активных и физически крепких водителей. Кроме того, для многих старших граждан автомобиль — это не роскошь, а необходимость: с его помощью они добираются до поликлиники, магазина или дачи.

Мнение экспертов

По данным ГИБДД, уровень аварийности среди водителей старше 80 лет действительно выше среднего. Но специалисты подчёркивают: учитывать нужно индивидуальные особенности. Одни 80-летние могут быть полностью здоровы и вести активный образ жизни, другие — иметь серьёзные ограничения. Важно не только установить возрастной порог, но и выработать гибкий механизм оценки пригодности к вождению.

Возможные альтернативы

В качестве смягчающих мер предлагается развивать курсы безопасного вождения для пожилых и расширять сеть общественного транспорта, чтобы снизить зависимость от личного автомобиля. В некоторых странах Европы подобные курсы уже работают, помогая старшему поколению обновлять знания правил дорожного движения и адаптироваться к новым условиям.

Законопроект находится в стадии обсуждения. Главная цель — найти баланс между обеспечением безопасности на дорогах и уважением к правам пожилых граждан. Очевидно, что решение должно быть комплексным и учитывать как статистику аварийности, так и реальную социальную необходимость для людей преклонного возраста.