В школах убирают важный предмет с 1 сентября: ученики прыгают до потолка от счастья, учителя не могут поверить

29.07.2025, 22:30 , Азалия Уразбаева

С 2025 года российская система образования переживет один из самых значительных этапов изменений за последнее время. В этом процессе произойдут глобальные изменения в учебных планах и педагогических методах.

Традиционное «Обществознание» будет заменено на развитие «мягких навыков». Рассмотрим, как это повлияет на учеников, их семьи и преподавателей.

Изменения в образовательном процессе:

С 2025 года предмет «Обществознание» будет исключен в 6-7 классах, а в 8 классе исчезнет в прежнем виде с 2026 года. В старших классах он сохранится, но в модернизированном формате.

Главные изменения:
  • Вопросы права станут частью курса истории.

  • Финансовая грамотность будет включена в программу по математике.

  • Социальные темы будут рассматриваться через проектную деятельность.

Причины изменений:
  • Устаревшая система образования.

  • Ранее акцент делался на заучивании, а не на практическом применении знаний.

  • 87% работодателей заявляют о нехватке «мягких навыков» среди молодежи.

Современные требования:

Искусственный интеллект уменьшает значимость базовых знаний, но важность критического мышления и способности адаптироваться только возрастает.

Мировые тенденции:

Наибольший спрос на навыки критического мышления, эмоционального интеллекта и межкультурной коммуникации.

Что будет предложено взамен?
  • Практические модули, такие как предпринимательство, медиаграмотность, эффективная коммуникация.

  • Новые форматы обучения: деловые игры, кейс-чемпионаты, стартап-инкубаторы.

  • Модернизация ЕГЭ с акцентом на анализ реальных ситуаций и добавлением устной части.

Последствия реформы:
  • Преподаватели освоят коучинг.

  • Родители будут сосредоточены на профориентации детей.

  • Школам предстоит организовывать коворкинги.

  • Ученики получат больше практических навыков.

  • Вузам необходимо будет пересмотреть критерии для приема абитуриентов.

Мнения экспертов:

«Это не отказ от знаний, а их переосмысление», — Елена Приступа.

«Для региональных школ переход будет сложным, нужна переподготовка учителей», — Артем Соловейчик.

Что делать сейчас?
  • Ученикам: развивать критическое мышление.

  • Родителям: развивать эмоциональный интеллект.

  • Учителям: осваивать фасилитацию