В школах сокращают важный предмет с 1 сентября: ученики прыгают от счастья, учителя не могут поверить

01.08.2025, 22:30 , Азалия Уразбаева

С 2025 года российское образование вступит в новую фазу изменений, которые затронут не только содержание учебных программ, но и подходы к обучению. Ожидаются серьезные преобразования, влияющие на всю образовательную систему.

Традиционные предметы, такие как «Обществознание», уступят место развитию «мягких навыков». Разберемся, как это повлияет на учеников, педагогов и родителей.

Что изменится в образовательном процессе?

С 2025 года «Обществознание» будет исключено из программы для 6-7 классов, а в 8 классе этот предмет исчезнет с 2026 года в прежней форме. В старших классах он останется, но будет представлен в обновленном формате.

Основные нововведения:

  • Вопросы правоведения будут изучаться в рамках курса истории.

  • Финансовая грамотность станет частью программы по математике.

  • Социальные аспекты будут изучаться через проектную деятельность.

Причины изменений:

  • Старая образовательная система больше не отвечает современным требованиям.

  • Ранее акцент был на механическом запоминании информации, а не на применении знаний.

  • 87% работодателей утверждают, что у молодежи не хватает «мягких навыков».

Современные требования:

Искусственный интеллект снижает значимость устаревших знаний, но важность критического мышления и способности адаптироваться остается на высоте.

Тренды мирового образования:

Ключевые навыки, востребованные в современном мире, — это критическое мышление, эмоциональный интеллект и межкультурная коммуникация.

Что будет предложено взамен?

  • Практические курсы: предпринимательство, медиаграмотность, эффективная коммуникация.

  • Новые формы обучения: деловые игры, кейс-чемпионаты, стартап-инкубаторы.

  • Модернизация ЕГЭ: акцент на анализ реальных ситуаций и устная часть экзаменов.

Последствия реформы:

  • Учителя будут осваивать коучинговые методы.

  • Родителям нужно будет больше внимания уделять профориентации детей.

  • Школам предстоит создание коворкингов.

  • Ученики будут больше вовлечены в практическую деятельность.

  • Вузы пересмотрят критерии отбора абитуриентов.

Мнения специалистов:

«Это не отказ от знаний, а их переосмысление», — заявляет Елена Приступа.

«Для школ в регионах этот переход будет сложным, требуется подготовка педагогов», — говорит Артем Соловейчик.

Как действовать сейчас?

  • Ученикам: развивать навыки критического мышления.

  • Родителям: заниматься развитием эмоционального интеллекта у детей.

  • Учителям: осваивать методы фасилитации.