С 2026 года в России ожидаются заметные изменения в процедуре технического осмотра автомобилей (ТО).
Нововведения призваны скорректировать экономические условия для операторов ТО и усилить контроль безопасности, но породят вопросы у автовладельцев.
Что именно изменится
Одним из ключевых нововведений станет включение НДС в тариф техосмотра. Сейчас услуга ТО освобождена от НДС, но планируется исключить её из списка освобождённых. В результате минимальные цены ТО у разных категорий транспортных средств возрастут. Например, по проекту ФАС минимальный тариф для легковых автомобилей возрастёт с ~ 913 рублей до около 1 500 рублей. В других категориях — микроавтобусы, грузовики — также предусмотрен существенный рост ставок.
Методика формирования предельных тарифов будет пересмотрена. ФАС намерена внести поправки в действующий приказ «О расчете предельного размера платы за проведение технического осмотра». Региональные власти продолжат корректировать ставку в зависимости от местных условий — при условии учёта предложений операторов ТО.
Кроме того, сохранится положение, что если визуальный осмотр выявит технические неисправности, угрожающие безопасности, ТО может быть назначен вне зависимости от стандартного графика проверки.
Почему реформу называют «без штрафа»Формулировка «без штрафа» отражает намерение законодателей избежать резкого ужесточения санкций для автовладельцев, но ввести экономически ощутимые стимулы к соблюдению технической исправности. Вместо прямых штрафов предлагается повышение стоимости услуги и ужесточение контроля, особенно в случаях угрозы безопасности. Таким образом, ответственность ляжет не на тех, кто вовремя проходит ТО, а на тех, кто игнорирует потенциальные проблемы.
Кроме того, повышение тарифов можно рассматривать как «штраф через цену». Автовладельцы, желающие избежать рисков, будут вынуждены инвестировать в регулярное обслуживание и диагностику.
Возможные риски и реакция рынкаНекоторые операторы техосмотра предупреждают, что резкий рост тарифов усложнит работу в регионах с низкой пропускной способностью и приведёт к оттоку клиентов. Есть опасения, что повышение цен сделает ТО менее доступным для владельцев малозатратных автомобилей.
С другой стороны, усиление требований безопасности может снизить аварийность, связанную с технической неисправностью транспорта, сообщает autonews.ru.
Что остаётся прежним— Сроки обязательного ТО по категориям транспортных средств в значительной степени сохранятся в рамках действующих норм.
— Процедура визуального контроля как основание для внепланового ТО останется в силе.
— Региональные операторы сохраняют право предлагать корректировки тарифов в рамках методики ФАС.