Несмотря на обилие электронных систем и автоматизации в автомобилях XXI века, процесс заливки масла по-прежнему остаётся ручным.
Большинство водителей продолжают использовать щуп, воронку или ориентироваться по контрольному отверстию. Такие методы далеки от точности, поэтому водителям зачастую приходится полагаться на глазомер и личный опыт. Это создаёт пространство для ошибок, особенно у начинающих автомобилистов.
Производители автомобилей обычно указывают объём масла, необходимый для двигателя и трансмиссии, в техническом паспорте. В среднем это 4–5 литров для мотора и около литра для коробки. Но детальной инструкции, как заливать масло и на какой отметке останавливаться, производители не дают. Считается, что такую операцию должен выполнять квалифицированный специалист, знакомый с техническими особенностями агрегата.
Автоматические датчики и их погрешности
Даже в новейших моделях автомобилей, где предусмотрены электронные датчики уровня масла, нельзя полностью полагаться на их точность. Данные таких систем зачастую приблизительны и подвержены погрешностям. Это можно сравнить с показателями мгновенного расхода топлива, которые редко отражают реальную картину. Поэтому автовладельцам важно уметь самостоятельно оценивать уровень масла.
Как правильно заправить коробку передач
Перед началом процедуры автомобиль следует установить на ровной горизонтальной поверхности. Это обязательное условие для точного определения уровня. После этого проводится промывка коробки — жидкость сливается после 10–15 минут ожидания, давая ей стечь со всех стенок. Затем меняется фильтр, и начинается заливка свежей трансмиссионной жидкости.
Не стоит заполнять коробку сразу на весь объём. Лучше залить 90% от рекомендуемой нормы, а затем добавлять по чуть-чуть — от 20 до 50 мл — до тех пор, пока из контрольного отверстия не начнёт капать масло. Это сигнал к завершению процедуры. Переполнение коробки может привести к утечкам через сальники и повреждению уплотнителей.
Тонкости замены моторного масла
С двигателем всё несколько сложнее. Прежде всего, машину также необходимо установить на ровную площадку. Затем сливается отработанное масло и демонтируется фильтр. В его место можно временно поставить заглушку, например, от старого фильтра. Далее на короткое время — буквально на секунду — запускается стартер. Это позволяет удалить остатки старой жидкости, которая обычно остаётся внутри двигателя. Таким образом можно «вытащить» ещё 200–250 мл, которые при стандартной замене остаются в системе.
Если планируется использовать промывочную жидкость, то можно оставить эти остатки — они будут удалены в процессе промывки. После этого устанавливается новый фильтр, и можно начинать заливать свежее масло.
Пошаговый алгоритм заливки масла в двигатель
Сначала заливается около 90% необходимого объёма масла.
После этого можно снова кратковременно провернуть стартер, чтобы масло разошлось по системе.
Далее доливается ещё около 5% масла — уровень должен немного превышать минимальную отметку на щупе.
После короткой поездки масло равномерно распределится по системе.
Когда двигатель остынет, проводится итоговая проверка и долив до среднего уровня.
Следование этой схеме позволяет залить немного больше масла, чем указано в документации. Это объясняется тем, что при тщательной сливке и кратковременном запуске удаляются даже те остатки, которые обычно не выходят. Если же просто заменить масло без этих дополнительных шагов, в канистре может остаться до 200 мл неиспользованной жидкости.
Промывка двигателя: нужно ли это делать?
Некоторые автолюбители считают промывку необязательной процедурой, полагаясь на современные масла с очищающими добавками. Однако в условиях городской эксплуатации и нерегулярной замены масла промывка может оказаться полезной. Она позволяет удалить накопившиеся отложения и шлаки, особенно если автомобиль эксплуатировался с интервалами замены более 10 тысяч километров.
Процедура простая: двигатель прогревается, масло сливается, ставится фильтр (можно использовать старый, предварительно очищенный), и заливается промывочная жидкость. Мотор работает на ней около 20 минут. После этого жидкость сливается, и начинается стандартная заливка масла.
Некоторая часть промывки всё же остаётся в системе — до 100 мл. Это считается допустимым. Однако при желании можно выждать пару часов, чтобы остатки стекли полностью. Только после этого переходить к заливке масла.
Как избежать перелива масла
Никогда не следует заливать масло «с запасом» до верхней отметки на щупе. Это может привести к повышенному давлению в системе, выходу смазки через вентиляционные каналы и износу отдельных узлов. Если двигатель склонен к «поеданию» масла, доливайте небольшими порциями по мере необходимости. Это позволит сохранить оптимальный уровень и избежать проблем.