На грани выживания: торговые центры вынуждены будут опустеть

13.08.2025, 13:00 , Азалия Уразбаева

В первые шесть месяцев 2025 года российская розничная торговля показала рост на 11%, достигнув объема в 23,9 трлн рублей. Однако специалисты, с которыми пообщалась «Российская газета», отмечают — покупательская активность постепенно снижается.

Главная причина — смещение акцентов в поведении граждан: всё больше людей предпочитают копить средства, а не тратить их на спонтанные покупки. Эксперты считают, что эта тенденция усилится во второй половине года.

По словам директора по маркетингу УК DG Евгении Бекировой, при «сберегательной» модели клиенты приходят в торговые центры с конкретными целями, что требует от управляющих большего внимания к качеству арендаторов, уровню сервиса и созданию комфортной среды.

Разные форматы — разные результаты

В отдельных ТЦ ситуация развивается по-своему. Так, в «Зеленопарке» (Зеленоград) поток посетителей поддерживают семьи с детьми, которые приходят в развлекательные зоны и на мероприятия. В московском «ГОРОД Лефортово» ставка сделана на эмоциональную атмосферу, которая привлекает жителей окрестных районов. А небольшие торговые центры шаговой доступности, по словам управляющего коммерческой инфраструктурой ГК «Гранель» Сергея Нюхалова, выигрывают за счет экономии времени посетителей.

Региональный ракурс

Чем дальше от мегаполисов, тем сильнее заметны изменения в потребительском поведении. Наибольший спад в регионах ощутил сегмент одежды — сказалась аномально теплая зима и холодный июнь. При этом фудкорты и зоны досуга продолжают пользоваться спросом.

Многие региональные комплексы морально устарели и нуждаются в серьезной модернизации, включая обновление зон отдыха. Ритейлеры реагируют по-разному: кто-то добивается снижения аренды, кто-то сокращает свои площади на 25–30%, чаще всего это касается небольших бутиков. Владельцы, в свою очередь, идут на уступки — фиксируют арендную ставку, предоставляют льготные условия и отсрочки.

Новая роль торговых центров

Как отмечает генеральный директор УК «Аструм Недвижимость», ТЦ всё больше трансформируются в центры досуга. Наиболее стабильный рост показывают общепит, развлечения и сервисные услуги. Формат «районного центра», где можно закрыть большинство бытовых вопросов, обеспечивает устойчивый поток клиентов и конкурирует с крупными моллами за счет близости и удобства.

Маркетплейсы и онлайн-торговля

Маркетплейсы становятся серьезным конкурентом традиционной рознице. В конце 2024 года их доля составляла 15% в объеме розничных продаж, а по прогнозу Минпромторга, к 2030 году этот показатель вырастет до 30–35%. Онлайн-площадки пока не способны заменить сферу услуг, но уже активно развиваются в сегментах одежды, бытовой техники, электроники и товаров повседневного спроса.

По мнению вице-президента Союза торговых центров Наталии Кермедчиевой, экономически слабые комплексы будут закрываться, а оставшиеся перейдут на гибридные модели: шоурумы с цифровыми каталогами, роботизированные склады и дополнительные сервисы в мобильных приложениях. Основной упор сделают на развлечения и комфортное проведение времени.