Люди лишились дара речи: в поездах запретили делать это — как в таких условиях будут путешествовать пассажиры РЖД

07.09.2025, 13:00 , Азалия Уразбаева

Пассажирам скоростных и отдельных дальнемагистральных поездов на направлении Москва — Санкт-Петербург стоит учитывать новые ограничения: теперь сопровождающие лица не могут входить в вагоны даже на короткое время.

Нововведения введены на основании нормативных актов Министерства транспорта, а в РЖД подчёркивают, что мера направлена на обеспечение общественной безопасности и упорядочение посадки.

Документы, на которых основаны правила

Ограничения для сопровождающих лиц подкреплены сразу двумя официальными приказами Минтранса России:

  • Приказ № 60 от 25 февраля 2022 года — полностью запрещает проход сопровождающих в вагоны поездов «Сапсан» как на начальных, так и на промежуточных станциях маршрута.

  • Приказ № 4 от 9 января 2024 года — аналогичное требование распространяется на поезда № 728/727 и 747/748, курсирующие между Москвой и Санкт-Петербургом в пределах Октябрьской железной дороги. В соответствии с ним доступ в вагоны разрешён только при наличии билета.

Транспортная безопасность — приоритет

Согласно официальным разъяснениям, периметр вагона считается зоной транспортной безопасности. Находиться в этой зоне без билета нельзя — такие действия классифицируются как нарушение установленных норм. В РЖД подчёркивают, что ограничение направлено на минимизацию случайного или неконтролируемого доступа к поездам.

Когда возможны исключения

Для поездов дальнего следования, управляемых АО «ФПК», действуют более гибкие условия. Проводник имеет право разрешить сопровождающему лицу кратковременный проход в вагон, если:

  • пассажир находится рядом и подтверждает необходимость помощи;

  • время стоянки поезда превышает 5 минут.

Если поезд останавливается на станции на более короткий срок, помощь в посадке и переносе багажа оказывают сотрудники поездной бригады.

Реакция пассажиров: мнения разделились

В соцсетях и на форумах пассажиры активно обсуждают новые ограничения. Некоторые выступают за ужесточение правил, ссылаясь на безопасность: «Меньше посторонних — меньше рисков». Другие, напротив, отмечают неудобства. Особенно остро воспринимаются такие меры в ситуациях, когда пожилых людей, детей или пассажиров с тяжёлыми сумками приходится провожать без возможности зайти в вагон.

Появились истории, когда людям отказывали в помощи, несмотря на очевидную необходимость — это вызывает обеспокоенность у части пользователей.

Ужесточение контроля — общий тренд

Подобные правила уже применяются другими перевозчиками. Так, в поездах «ГрандСервисЭкспресс», следующих из Москвы в Крым, также действует ограничение на доступ сопровождающих. Это подтверждает, что ужесточение правил и повышение уровня контроля становятся тенденцией среди российских железнодорожных операторов.

Заключение

Новые регламенты изменяют привычный порядок посадки в поезда, особенно на популярных маршрутах. В РЖД объясняют это необходимостью поддержания безопасности и чёткого контроля пассажиропотока. Однако важно, чтобы в дальнейшем компания учитывала интересы маломобильных граждан и других категорий, которым требуется дополнительная поддержка на вокзале и при посадке.