Кому запретят садиться за руль: новые медицинские нормы для водителей

13.09.2025, 03:00 , Азалия Уразбаева

С начала осени 2025 года в России начнут действовать новые медицинские ограничения для водителей.

Министерство здравоохранения утвердило расширенный список заболеваний, наличие которых может стать причиной отказа в выдаче или продлении водительского удостоверения. Эти изменения призваны повысить безопасность на дорогах и адаптировать правила к современным медицинским реалиям.

Причины обновления нормативов

Действующий перечень заболеваний, ограничивающих право на управление транспортом, не обновлялся с 2014 года. За это время медицина ушла далеко вперёд, появились новые клинические рекомендации, а внимание к вопросам безопасности за рулём значительно возросло. Возросло и количество автомобилей, что требует большего внимания к состоянию здоровья водителей. Новые ограничения призваны учитывать как достижения медицины, так и потребности дорожной инфраструктуры.

Какие диагнозы станут основанием для запрета

С 1 сентября список противопоказаний пополняется рядом психических и поведенческих нарушений. Среди них — аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и другие расстройства развития, которые могут влиять на адекватную реакцию в стрессовых и нестандартных дорожных ситуациях.

Также внесены изменения в перечень офтальмологических состояний. Так, исключена ахроматопсия (полная цветовая слепота), поскольку она отсутствует в международной классификации МКБ-10. Вместо неё будут рассматриваться другие формы нарушений зрения, в том числе дальтонизм и отсутствие бинокулярного восприятия. При этом медкомиссии получат право индивидуально оценивать уровень риска и принимать решение с учётом конкретного состояния водителя.

Как изменится порядок прохождения медосмотра

На текущий момент водители проходят медицинское освидетельствование при получении и замене прав, то есть каждые 10 лет. Однако с марта 2027 года будет внедрена дополнительная мера контроля: если у гражданина выявляются признаки заболеваний, потенциально опасных с точки зрения вождения, он будет направлен на внеплановую комиссию. На прохождение обследования отводится 90 дней. При отказе от процедуры водительские права аннулируются, а соответствующая информация поступит в МВД.

Оценка состояния здоровья станет индивидуальной

Наличие диагноза из перечня не означает автоматического запрета на вождение. Комиссия будет принимать решение на основе комплексной оценки: насколько заболевание влияет на когнитивные функции, реакцию, способность анализировать дорожную ситуацию. Например, многие водители с дальтонизмом успешно управляют транспортом, ориентируясь по яркости и расположению сигналов.

Аналогичная практика будет применяться и к психическим расстройствам: если заболевание протекает в лёгкой форме и не нарушает восприятие окружающей обстановки, водитель может быть допущен к управлению.

Что делать водителям уже сейчас

Тем, кто планирует замену водительского удостоверения в августе 2025 года, следует помнить, что до конца месяца действуют старые правила. Это может упростить прохождение медкомиссии. Однако всем водителям рекомендуют внимательно следить за своим здоровьем, особенно если имеются хронические заболевания, требующие наблюдения у психиатра, офтальмолога или другого специалиста.

Важно сохранять выписки, результаты обследований и другие медицинские документы — они могут пригодиться при спорных ситуациях на комиссии.

Как повлияют новые нормы на безопасность

Расширение перечня медицинских противопоказаний направлено на снижение аварийности и предотвращение рисков, связанных с ухудшением здоровья водителей. Это не только шаг в сторону более строгого контроля, но и попытка сделать процедуру оценки состояния здоровья более справедливой и гибкой. Учитывая индивидуальные особенности каждого случая, можно избежать формального подхода и оставить возможность водить тем, кто способен делать это безопасно.

Итог

С 1 сентября 2025 года водителям предстоит учитывать новые медицинские требования. Расширенный список диагнозов, более строгий контроль, возможность внеочередных обследований — всё это направлено на то, чтобы обеспечить безопасность на дорогах. Вместе с тем сохраняется индивидуальный подход, позволяющий не лишать прав тех, кто несмотря на диагноз, сохраняет способность к безопасному управлению автомобилем.