- Как вы оказались узником концлагеря?
- Я родился в Ленинградской области. После того, как туда пришли немцы, в октябре 43-го всех стали увозить в Прибалтику. Я сначала попал в Латвию и работал у директора конезавода. Под новый год нас перевезли в Восточную Пруссию, оттуда в Кенигсберг, затем на юг в Тюрингию. И там недалеко от Заальфельда в селении Гросс Камсдорф нас загнали работать в шахту. Это была работа в пещерах и на металлообрабатывающих станках, где трудились узники из оккупированных стран — поляки, словаки, югославы.
- Наверняка на всю жизнь запомнили, как там жили?
- Конечно. Мне шел восемнадцатый год, это был рабочий лагерь посреди немецкого села. Любой немец всегда мог остановить и допросить. Нас кормили 1 раз в день, давали по 200 граммов хлеба с опилками и совершенно несоленую баланду - воду с кусочками брюквы. Потом я еще много лет не мог есть недосоленую пищу. Работали почти без отдыха. Был я там всего 2 месяца, похудел за это время на 20 килограммов, пережитое не прошло даром.
- Как вам удалось покинуть лагерь?
- Мне с товарищем удалось бежать. Мы ушли ночью, добрались до ближайшего полустанка, вышли на платформу, там стоял паровоз. Мы легли вдоль его бортиков, так что нас не было видно, и доехали так до города Песник. На рассвете нас задержали немцы, и мы двое суток провели в полиции. Выручило знание немецкого языка. Оттуда нас направили на биржу труда, и мы с товарищем разъехались по разным деревням работать. Я попал к очень хозяйственному немцу, который хорошо кормил. Когда пришли американцы, ушел в город, а 14 мая объявили, что будут машины для тех, кто хочет ехать в советскую зону.
- А как вы стали жителем Казани?
- После победы нас разделили на три группы — те, кто был в плену, женщины и дети и те, кто еще не служил в армии. Мне повезло, и я попал в третью группу, хоть меня несколько раз вызывали в особый отдел и допрашивали, но все же я 7,5 лет отслужил в Советской армии. Был на Западной Украине, под Москвой и три года служил в Казани. Здесь познакомился с будущей женой, поэтому вернулся сюда после службы.
- Кем вы стали после армии?
- Жена работала на 22 заводе. Чтобы туда устроиться, пришлось скрыть, что я был в концлагере в Германии, а после смерти Сталина это уже не стали проверять. Был фрезеровщиком, учился в вечерней школе авиационного техникума. Стал неплохим конструктором, и по моим моделям отливались многие детали дл ТУ-160, который до сих пор летает.
- Сколько у вас детей и внуков?
- У меня двое детей, двое внуков и уже трое правнуков четырех, двух и одного года. Дочка живет в Геленджике, так что я каждый год езжу к ней отдыхать.