Вчера в Казани в Центре современной культуры «Смена» состоялось открытое обсуждение развития набережных озёр Кабан. Перед началом обсуждения с лекцией на тему «Города и вода: мировой опыт развития прибрежных территорий» выступил всемирно известный урбанист Эдуард Моро. Позже, в беседе с корреспондентом ProKazan.ru он поделился своими впечатлениями о Казани и выделил основные плюсы и минусы использования прибрежных территорий.
Сегодня вам успели провести экскурсию по Казани. Какие плюсы, как специалист, вы можете выделить?
- Казань – это водный город. И он имеет разнообразие соответствующих водных объектов. Для меня это огромный плюс. Я очень надеюсь, что участники обсуждения отметят и выделят все эти уникальности водной Казани, а не предложат нечто однообразное.
И, естественно, какие минусы вы заметили?
- Сейчас эти территории во многом стандартны и мало чем отличаются от других городов России. Я могу выделить три основных минуса:
Первый заключается в том, что во многом, работая с набережными, их оставляют в естественном состоянии. Работа с ландшафтным дизайном воспринимается как некая техническая часть. Сегодняшний подход – это развитие всех общественных пространств с сохранением особой социо-исторической атмосферой идентичности соответствующего города. В этом аспекте мне очень понравился идея, которая говорит о том, что набережная должна быть центром притяжения, и не должна оставаться традиционной, в том виде, в котором она изначально была.
Вторая ошибка также классическая. Достаточно большое количество пространства около водных объектов не получает необходимого внимания. Обычно это бывает, когда прилегающие к ним территории используются для обеспечения транспортной доступности и эти территории оказываются отрезанными.
Третья ошибка – определенные территории оказываются приватизированными и, соответственно, доступ к ним ограничен.
В Казани принято в качестве основного материала использовать бетон и брусчатку. Какие альтернативные материалы можно предложить?
- Существует достаточно много различных решений данного вопроса. Где-то набережные делаются из дерева, где-то вышележащие уровни оформлены с помощью цементного или каменного покрытия, а находящиеся ближе к воде составлены из дерева или с использованием сразу нескольких материалов. Я бы сказал, что это больше вопрос проектирования, а корень этой проблемы лежит в том, что работу с прибрежной территорией всегда рассматривали, как сугубо техническую задачу.
Не так давно в Казани предложили связать зоопарк с водной территорией. Какие объекты, по вашему мнению, обязательно должны быть связаны с водными?
- Конкретно о случае с зоопарком ничего прокомментировать не могу, поскольку не знаком с этой ситуацией. В целом общая концепция заключается в том, чтобы вода служила связывающим элементом, а не барьером чему-либо. Также важно отметить, что когда мы говорим о прибрежной территории, люди, которые занимаются проектированием, концентрируются на отдельно взятом объекте.
Очень хочется пожелать, чтобы жюри, которые будут выбирать финалистов этого конкурса (конкурс на лучший проект реконструкции набережной на озере Кабан, прим. редакции), обратили внимание на то, как та или иная территория будет связана с другими объектами, находящимися вдоль воды.
Как вы думаете, сегодняшние обсуждения дадут результаты? Нужно ли вообще привлекать при проектировке местных жителей?
- На мой взгляд, участие общественности очень важно как в процессе подготовки проекта, так и в процессе реализации. Впоследствии также очень важно привлекать не только экспертов, но и организации, которые работают над той или иной территорией. А навязывание мнения сверху – это методы прошлого, которые сегодня просто не работают.
Для справки:
Эдуард Моро - проектировщик городской среды,т известный в мире урбанист, который занимался крупными градостроительными проектами в Европе, на Ближнем Востоке и Африке, разрабатывал стратегию развития для столицы Нигерии – Лагоса. Он основатель студии OFF-THE-GRID с офисами в Париже и Москве. В 2014 году руководил проектной группой, которая победила в конкурсе на развитие прибрежных территорий Москвы-реки совместно с архитектурным бюро «Проект Меганом».