Житель Набережных Челнов Наиль Мухтаров обратился в суд с иском о компенсации морального вреда к Германии, США, Великобритании, Украине и ФСБ России. Об этом сообщает "Вечерняя Казань".
По миллиону в национальной валюте
С каждого из ответчиков мужчина потребовал по 1 миллиону в национальной валюте (то есть в евро, долларах, фунтах, гривнах и рублях) за страдания, которые ему причинила смерть отца-фронтовика, а также мучения самого отца, находившегося с 1943 по 1945 годы сначала в плену, а затем в советском лагере.
Сейчас Наилю Мухтарову 68 лет. Это больше, чем было его отцу Саубану, когда тот ушел из жизни в 1981 году.
- Отец умер в 57 лет, - рассказывает Мухтаров. - Война его раздавила. Совсем юным попал на фронт, а потом были все эти лагеря - немцы, американцы, англичане, наши.
Начало войны и плен
В начале Великой Отечественной войны Саубану Мухтарову было 17 лет. Он пошел на фронт в 1942 году, стал артиллеристом и дослужился до младшего сержанта. Однако в августе 1943 года их часть попала в окружение в районе Донбасса. Дальше были контузия и плен, а потом лагеря.
В апреле 1945 года Дортмунд взяли союзнические войска США, однако его отец вплоть до августа 1945 года "фактически находился в плену" сначала у американцев, а затем, когда эта территория отошла под контроль Великобритании, у англичан.
Советский лагерь
В это время Саубан Мухтаров обучал "строевой подготовке профессионально несостоятельных солдат союзников". В августе 1945 года пленного передали советскому командованию, после чего он оказался в фильтрационном лагере под Куйбышевом (ныне Самара).
В ноябре 1945 года Саубан Мухтаров был освобожден, но оставался на оперативном учете КГБ до мая 1958 года. Клеймо военнопленного легло и на семью.
- Меня в школе в комсомол отказались принимать, узнав, что отец был в плену, - вспоминает Наиль Мухтаров.
С наступлением Перестройки сын решил узнать, что же на самом деле происходило с его отцом в годы плена, обращался по этому поводу в разные архивы. Однако полную информацию он не может получить до сих пор.
Наиль Мухтаров уверен, что если бы не издевательства и тяжкий подневольный труд в лагерях, то его отец бы прожил намного дольше.
Суд в Набережных Челнах
28 января этого года заявление Наиля Мухтарова было рассмотрено в городском суде Набережных Челнов, который отказал мужчине в удовлетворении требований к ФСБ России. В решении суда сказано, что требование компенсации морального вреда наследоваться не может.
Что касается финансовых претензий Мухтарова к Германии, США, Великобритании и Украине, то горсуд вынес определение о прекращении производства в этой части.
При этом суд указал, что предъявление в российском суде иска к иностранному государству и его привлечение в качестве одной из сторон допускается лишь с согласия компетентных органов этого государства, если иное не предусмотрено международными договорами или законами РФ.
- На наш взгляд, судебный иммунитет иностранных государств применим в сфере публичных правоотношений, а в данном случае речь идет о возмещении вреда частному лицу, - говорит директор юрфирмы, представлявшей интересы Мухтарова в суде, Роман Афанасьев. - А у требований компенсации морального вреда и вреда здоровью сроков давности нет.
Верховный суд Татарстана
Верховный суд Татарстана, изучив апелляционную жалобу, поданную юристами в интересах Мухтарова, отменил решение Челнинского суда и признал незаконным прекращение производства по иску в части требования денежной компенсации от иностранных государств.
- Поскольку городской суд принял этот иск к производству, то сам суд, а не заявитель должен обращаться в посольство каждого иностранного государства и получать его согласие на привлечение к участию в деле, - сообщила сотрудница пресс-службы Верховного суда РТ Елена Коваль.
По ее словам, в части отказа по исковым требованиям к ФСБ, представители Мухтарова не оспаривали решение суда.