Сегодня, всего один вечер свои двери открыла подземная галерея Баумана, там прошел показ эскиза спектакля по историко-политическим архивам Республики Татарстан.
Спектакль переносит зрителя в 37-38-е годы прошлого века. Сценарий полностью составлен по письмам в ГУЛАГ, из ГУЛАГа, либо в НКВД. Каждая площадка включает в себя зачитывание реальных исторических писем репрессированных людей, их родственников.
Основной историей постановки стала история семьи писателя Василия Аксенова. В 1937 году его родителей необоснованно осудили и репрессировали, а маленького Васю отправили в детский дом для детей осужденных. Его мать, Евгения Гинзбург, освободившись из лагеря, добивалась встречи с сыном на Колыме.
Самое необычное в спектакле - это его интерактивность. Все письма вслух зачитывают сами зрители, заранее получившие на входе определенный номер. Безмолвные девушки-провожатые дают сигналы для публики при помощи табличек.
- Было бы странно делать это в привычной театральной форме. Если эти тексты играть, они потеряют все то настоящее, что в них есть, - говорит режиссер Семен Серзин. - Поэтому мы решили подключить самих зрителей.
Каждая площадка рассказывает о своем. Еще одна крупная сюжетная ветка спектакля - серия писем подростка Азата своей матери, воссозданные прямо на стенах Бауманской галереи.
Осужденный Рамазан Шакирович Шакиров из казанской тюрьмы писал о вражеской работе врагов народа за решеткой. В письме он жаловался Иосифу Сталину на клевету и давление со стороны следствия. Послание было написано на носовом платке и выброшено за ограду. Разумеется, до адресата оно не дошло.
Не обошли и тех, кто был репрессирован за веру. Монахиню “без определенных занятий” из Нижних Вязовых Урепову А.И. наказали за рассказы о крахе советской власти и слова "Мы за вас Богу молимся".
Заканчивается спектакль письмом из 90-го года. Мужчина, разыскивавший своего старшего брата 35 лет наконец получил письмо о его судьбе: брат был расстрелян 27 октября 1937 года за участие в контрреволюционной организации.