В казанской школе ювелиров показали, как делаются украшения

08.02.2013, 12:49 , Ashkenazim

Школа ювелирного мастерства на базе лицея народно-художественных промыслов существует в Казани с 2006 года. Инициатором ее создания стал один самых опытных и именитых ювелиров Татарстана Евгений Бакакин. Он обратился с письмом к Минтимеру Шаймиеву, бывшему в то время президентом республики, и получил грант на 4 миллиона рублей. На эти деньги была оплачена аренда и приобретено оборудование.

Студенты учатся здесь всего два года. После первого курса получают специальность ювелира-монтировщика, а на втором году обучения проходят повышение художественной квалификации.

Так выглядят прокатки, на которые накладывают металл, и помещают их под вальсы. Рисунок с прокаток переносится на украшения.

Рисунок на браслет нанесли как раз с помощью этой прокатки.

А это шлем хана Кубрата, выполненный учениками ювелирной школы из мельхиора и латуни.

Самые удачные курсовые работы хранятся в школе как образец для учащихся.

Дипломные работы можно определить на глаз - это уже более сложные и тонкие украшения. Выпускники создают в качестве "экзамена" не только колечки и браслеты, но и колье, шкатулки и заколки.

Занятие, на котором поприсутствовал корреспондент ProKazan.ru, было посвящено отливке украшений.

Этот небольшой цилиндр называется опока. Внутри него полость в форме того изделия из золота или серебра, которое нужно отлить. Расплавленный металл заполняет форму.

Показать студентам, как правильно отливать изделие, и детально объяснить тонкости процесса - главная задача Евгения Бакакина.

В компрессоре формируется воздушно-бензиновая смесь, которая на выходе дает необходимое для отливки изделия пламя.

Сначала опоку несколько минут прогревают в пламени воздушно-бензиновой смеси при температуре 1100 градусов.

В разогретую опоку кладут металл, предварительно рассчитав его количество по формуле. Затем металл начинают плавить.

Металл плавится в течение нескольких минут.

Студенты пристально смотрят за всеми действиями преподавателя и ловят каждое его слово.

Когда металл расплавлен и опока прогрета докрасна, процесс завершают.

В этот момент опоку быстрым движением накрывают колпаком, заполненным специальной глиной или мокрой туалетной бумагой. Под давлением расплавленный металл проталкивается через отверстие опоки и заполняет форму будущего изделия.

Опоку немного остужают на воздухе, а затем в воде. От этого она распадается и отлитое изделие извлекается.

Берут в лицей только тех, кто окончил 11 классов, так как ювелиру необходимы основы физики и химии. Но по словам Евгения Бакакина, в основном к нему приходят люди среднего возраста, около 30, а два года назад на ювелира училась дама 54 лет.

После объяснения преподавателем студенты приступают к заданию. Сначала нужно подготовить материал. Металл (старые ювелирные изделия) измельчают и взвешивают, чтобы поместить в опоку необходимое количество материала.

Преподаватель контролирует и поправляет даже подготовленные для накрывания расплавленных опок колпаки. Ведь углубления в них из глины или бумаги должны быть нужной формы.

С осторожностью ученики приступают к процессу отливки изделий.

Осторожно помещают металл в опоку, то, что не умещается, аккуратно и терпеливо поправляют, дожидаясь, когда металл расплавится.

Будущие ювелиры участся и на примере друг друга, внимательно наблюдая за тем, как происходит процесс у соседа.

Момент, когда нужно накрывать опоку, не все могут увидеть, поэтому мечта преподавателя Евгения Бакакина - снять это на видео и демонстрировать при сильном замедлении.

Самый волнительный момент, когда металл расплавлен, опока раскалена и нужно ее накрывать, удается не всем - некоторые резким движением разбрызгивают металл, некоторые недостаточно сильно надавливают.

Изделия помещают в лимонную кислоту, чтобы убрать пленку и провести протравливания.

Получившиеся изделия студенты показывают друг другу, обсуждая результат.

Школа ювелиров - отличный шанс приобрести прибыльную и престижную профессию для души для людей с ограниченными возможностями.

Еще один необходимый навык - умение рисовать, поскольку любое изделие начинается с рисунка. Хороший ювелир должен быть если не художником, то дизайнером, должен чувствовать объем, уметь выразить свою идею на бумаге и понимать, что не все нарисованное можно выразить в металле.

Некоторые ювелирные изделия - исключительно ручная работа, как, например, это кольцо с раздвоенной шинкой и местом, куда позже будет прикреплен камень.

В арсенале ювелирной школы имеется все необходимое оборудование. Например, вальцы для того, чтобы тянуть проволоку или делать квадратные заготовки.

А это ручной пресс, когда нужно что-то выдавить.

Этот прибор помогает увеличивать или уменьшать размер кольца.

Как ни странно это тоже инструмент, который есть у всех ювелиров. На таком пне можно чеканить и придавать нужную форму листу металла. Именно на нем выполнен шлем Хана Кубрата.