20 ноября 1899 года в столице Татарстана открыли первый маршрут трамвая на электротяге. Эта дата не осталась забытой, и 117 лет спустя Центр Прикладной урбанистики решил поведать казанцам историю этого вида транспорта.
Утром воскресенья, 20 ноября, на площади у центрального ЖД Вокзала собралось огромное количество людей - школьники, студенты, работающие профессионалы - все жались на холоде, пряча руки в карманы, в ожидании экскурсионного трамвая.
Билеты на экскурсию стояли столько же, сколько и на обычный трамвай - 25 рублей. Все с нетерпением ждали, когда Илья Евлампиев, отвечающий за историческую часть, начнет свой рассказ.
Организаторы пустили по рядам фотографии, на которых запечатлены почти 100 лет истории трамваев в Казани. Все разглядывали эти черно-белые кусочки эпох с жадным интересом, вглядывались в детали, любовались такими непривычными, старыми трамвайчиками.
Трамвай движется по всему городу, конечная станция - "Солнечный город". Проезжая Кировскую дамбу, Евлампиев рассказывает, что она является самым старым участком в Казани, где когда-либо ходил общественный транспорт.
Неподалеку от дамбы находится так называемый Петрушкин разъезд, где стоит памятник конному трамваю, а также расположено старейшее трамвайное депо города.
В трамвай заходят уже обычные жители Казани, спешащие по своим делам, - вначале их удивляет необычный формат лекции, но позже они уже не хотят выходить на своей остановке, не дослушав про маршруты 20-го века.
Главной целью экскурсии было не только просветить жителей города и рассказать все самое интересное про трамваи. Они продвигают идею создания музея общественного транспорта, которого в Казани никогда не было.
- Такие места любят посещать не только технари, но и дети, – убежден Илья Евлампиев. – Людям надоедают парки динозавров, надоедают привычные достопримечательности, хочется чего-то нового. А техника, особенно старинная, никогда не остается без интереса.
Организаторы детально продумали все варианты создания музея - совсем недавно в городе проходило обновление парка трамвайных вагонов, и списанными оказались несколько вагонов, которые работали еще в 60-е годы прошлого века.
Оопределенная база для музея уже есть - помощница президента РТ Олеся Балтусова вроде бы заинтересовалась этой идеей, и в скором будущем в Казани может появиться уникальный трамвай-музей. Точные сроки пока что неизвестны, однако организаторы готовы действовать ударными темпами, как только получат разрешение от города.