На днях в Российском исламском университете прошел круглый стол по проблемам халяль. В обсуждении вопроса приняли участие около 15 экспертов – представители комитета «Халяль» из духовного управления мусульман, преподаватели Российского исламского университета и специалисты по сертификации продукции халяль.
Председатель комитета «Халяль» при ДУМ РТ Марат Низамов отметил недостаток специалистов на производстве разрешенной к употреблению мусульманами продукции, в то время как, например, в Малайзии существует такая узкая профессия как технолог по халяль.
- Бывают случаи, когда спрашиваешь у производителя, что такое халяль, а он отвечает – это этикетки с эмблемой клеить! – возмущается Марат Низамов. – У нас должно быть правило: те, кто занимается халяль, должны знать, что это такое, пройти соответствующие семинары, курсы. Нам следует ввести специальный предмет и даже специальность по халяль.
По словам Марата Низамова, продукция халяль популярна не только среди мусульман, ее охотно покупают и представители других конфессий, и она им нравится. А вместе с тем встает, например, вопрос, как при совместном производстве, когда до обеда производится халяль, а после обычная продукция, очищать оборудование от «нечистот».
На примерах запрещенных и разрешенных продуктов в других мусульманских странах, эксперты продемонстрировали, что у каждого народа и в каждом регионе по сути свое понимание халяль. Неоспоримым может считаться только запрет на употребление в пищу свиней, а уже в вопросе недопустимости употребления спиртного появляются сомнения, ведь спирт нередко применяется при производстве тортов и пирожных.
Если спирт используется как растворитель, а не компонент пищи, и не может привести к опьянению, потомучто нередко во время переработки спирт улетучивается, тогда спиртосодержащие компоненты применяются для улучшения пищевых качеств, и это не запрещено, сделали вывод эксперты.
Преподаватель кафедры исламского права РИУ Камиль Самигуллин предложил установить в цехах по производству халяльной продукции камеры, которые могли бы транслировать он-лайн весь процесс производства. Таким способом в «правильности» продуктов халяль убеждаются покупатели в некоторых заграничных стран.
Понятие халяля разнится, как и понятие всего исламского права, подчеркнул Рустам Нургалеев, преподаватель кафедры исламского права РИУ.
- Одни считают, что лягушки запрещены к употреблению в пищу, но можно есть конину, другие считают запретной конину, но едят лягушек, - говорит Рустам Нургалеев. – Кого же нам слушать? Никого не слушать! Нам нужно самим решать. Но мы в этом еще молоды, нам нужно учиться. Например, можем ли мы продавать миниюбки? С одной стороны, конечно, нет. Но с другой, если миниюбку захотела купить правоверная мусульманка для использования в домашней обстановке, то почему бы нет?!
Руководитель органа сертификации ЗАО РСМЦ «Тест-Татарстан» Любовь Артамонова рассказала о создании в 2009 году добровольной системы сертификации «Халяль», позволяющей соединить каноническую часть и гостребования к продукции. Сейчас эту схему сертификации можно применять как на территории России, так и в зарубежных странах, не замыкаясь на Казани и ДУМ РТ.
- Провести сертификацию халяльной продукции можно, прибегнув к уполномоченному органу, - говорит Любовь Артамонова. – 2 органа по сертификации существуют в Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. Кроме того, в Челябинске, Самаре и Ростове-на-Дону есть внештатные эксперты.