Несмотря на трагедию, которая развивается сейчас в Казани в связи с крупным пожаром ТД «Адмирал», люди продолжают жить и страдать от своих частных проблем. ProKazan.ru задумался, как магазины стараются выжить во время кризиса: какие уловки придумывают, чтобы обогатиться на покупателях и не нести за это ответственности.
Подробнее о том, на что стоит обращать внимание при покупке машин, техники или мебели порталу рассказал юрист союза потребителей РТ Тимур Колесников.
Какие основные уловки применяют в автобизнесе?
- Обычно в автосервисах пишут, что предоставляют всю информацию, покупатель подписывает документ, а подробной информации в договоре не оказывается. Так, часто случается, что при сдаче машины на гарантийный ремонт, ее принимают и подписывают заказ на наряд. При этом специалисты сами не знают, в чем причина поломки и как они будут ремонтировать авто. Но мелким шрифтом в договоре прописано, что владелец не имеет претензий и согласен на все манипуляции со своей машиной.
Что в этом случае делать?
- Нужно внимательно читать то, что подписываешь. Даже если это займет много времени. Если с чем-то не согласны, то писать заявление, что, к примеру, 5 пункт вас не устраивает. Если же сотрудники сервиса не идут на контакт или вы уже не глядя подписали все документы — стоит обратиться либо к нам (но мы только разбираем дело и при необходимости направляем заявление в суд), либо писать жалобу в Роспотребнадзор (они проведут проверку и оштрафуют нарушителя) или направлять заявление в суд.
Какие проблемы могут возникуть в магазинах электронной техники?
- Часто случается такое, что в интернет-шопах и простых магазинах предлагают проверить товар на качество дома, и, в случае чего, сделать возврат. Покупатель в праве потребовать возврат товара на месте, но если вы отнесете его домой, то вся процедура возврата заметно усложняется. А если бы вы сразу заметили неполадки в технике, то замена стала бы минутным делом. Особенно часто люди усложняют себе жизнь, покупая товар на распродажах и не проверяя его сохранность прямо в магазине.
Если техника неисправна, магазин должен выплатить за нее стоимость, указанную на ценнике в данный момент?
- Закон позволяет в связи с недостатками товара требовать возврата разницы в цене. Это статья 24 параграфа 4 закона о защите прав потребителей. Хотя у нас один раз был такой случай: девушка приобрела дорогостоящую технику на интернет-сайте. В итоге, когда она оказалась неисправна, цена на товар выросла почти на 10 тысяч. Так руководство сайта специально, чтобы не выплачивать эту разницу, изменило цену именно на этот товар.
В этом законе есть лазейка для мошенников? Можно покупать технику и после роста цены на нее сдавать обратно?
- Это право справедливое. Было бы не честно, если бы потребителю пришлось из-за поставщика доплачивать потом за понравившуюся модель. Хотя, потребэкстремизм в этом случае и не исключен.
Куда обращаться, если магазин не собирается возвращать разницу цены товара?
- Для начала нужно сфотографировать ценник, потом написать в магазин претензию. Если никакой реакции не последует, то вперед в суд. В случае выигрыша дела вам вернут эту сумму. Можно также взыскать за моральный ущерб. Правда, сумма компенсации предусмотрена небольшая — от 1 до 5 тысяч рублей.
К вам люди обращаются за помощью. Какие основные жалобы на данный момент?
- Всегда много жалоб на окна, двери, балконы, машины. Особенно часто сейчас начали поступать обращения по поводу мебели. Многие подписывают документ о приемке мебели, даже посмотрев, что привезли в грузовике. Бывают и такие, кто впервые читает договор с поставщиком только у нас в офисе. А там, кстати, могут быть прописаны очень неудобные для покупателя условия. К примеру, формулировка «перечень форсмажорных обстоятельств определяется поставщиком» может означать, что поставщик за просрочку заплатит в 10 раз меньше, чем покупатель.
После «черного вторника» многие столкнулись с проблемой возврата товара?
- Эта проблема была всегда. Правда, после того, как люди тогда приобрели технику — после многие действительно пошли ее возвращать. Но дело в том, что законом оговорено, что не все группы товаров можно вернуть. К примеру, медицинская техника и телевизоры не подлежит возврату. Кроме того, многие продавцы умышленно вводят в заблуждение покупателей. К примеру, они отправляют технику на 20 дней на проверку качества, а к этому времени гарантийный срок кончается.
Гарантийный срок определяется только поставщиком?
- Закон позволяет организаторам улучшить положение потребителей, но ухудшить его не дает. Вообще, поставщик может поставить любой срок гарантийного обслуживания. Но если это не прописано — то по закону устанавливается срок в три месяца.
Какие советы дадите нашим читателям?
- Еще раз повторюсь, что нужно читать все, что подписываешь. И внимательно изучать товар на кассе. Запомните, люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью возвращать эти деньги за товар не собираются.