Уникальная карта 1904 года и настоящий светофор: чем живет казанский музей железной дороги

30.11.2016, 14:53 , Александр Фирсов

Уникальный музей железной дороги, расположенный в поселке Юдино, в один момент оказался практически забыт. Редкие посетители – ученики местных школ, да работники железной дороги, заглядывающие, что называется, по старой памяти. А между тем, это место является по-настоящему уникальным.

Исторически так сложилось, что железная дорога играла большую роль в формировании и развитии современной Казани. Отсчёт эпохи глобального строительства стальной магистрали через наш город следует начинать с 17 апреля 1884-го года, когда на заседании Казанской городской думы депутаты единогласно обратились к Императору с просьбой о строительстве «железного пути через город Казань на Екатеринбург».

Спустя почти 100 лет в казанском поселке, названном в честь Яна Юдина, в Юдино появился первый и единственный в нашем городе музей железных дорог. Как рассказала порталу ProKazan.ru хранительница музея Венера Петухова, экспозиция формировалась из вещей, которые приносили жители поселка.

- Все экспонаты, которые вы можете наблюдать здесь, приносились жителями поселка из домов. До сих пор люди что-то несут. Вот, например, книга «По просторам Татарии», датируемая 1959-м годом, рассказывает об объектах, куда раньше водились экскурсии. Большинство из мест, описанных в книге, к сожалению, не сохранились до наших дней. Что-то сдали в металлолом, что-то просто отвезли домой.

Однако если редкими книгами удивить кого-то достаточно трудно, то, например, раритетная карта железных дорог времен Российской Империи по-настоящему уникальна. Ее, кстати, музей получил случайно. В один из дней раздался звонок, и мужчина по телефону сообщил, что он едет из Москвы в Сибирь и везет с собой очень редкий экспонат, который бы хотел подарить музей. Как оказалось, в начале XX века его дедушка работал машинистом и пользовался этой картой.

К слову, часть экспонатов и сейчас находится в рабочем состоянии. Например, в станционный колокол, когда-то служивший сигналом к отправлению поезда, можно позвонить, а на светофоре изменять сигналы.
Имеются в музее и вещи, выполненные в единственном экземпляре. Например, макеты вагонов и поездов создавались рукой слесаря В.Т.Макарова, который всю свою жизнь отдал работе на железной дороге.

- Это все выполнено вручную. К нам приезжал мужчина с завода и предлагал изготовить нормальные модели. Я ему объяснила, что это не модели, а макеты, которые просто показывают наглядность. Он попросил большие деньги за работу, которых у музея не было и нет. Но для меня вот эти макеты дороже, - рассказывает хранительница.

Помимо экспозиции, посвященной железной дороге, имеется в музее и зал, посвященный Второй Мировой. Наибольший интерес здесь представляет макет бронепоезда «Красный Татарстан», созданного в 1941-м году в поселке Юдино. Имеется и самый настоящий фрагмент вертикального бронирования «Красного Татарстана» - кусок стали толщиной в 20 миллиметров и весящий чуть менее двух килограмм.

Напомним, музей работает на базе юдинского ДК Железнодорожников, расположенного по адресу улица Ильича д.1 с 9:00 до 13:00 по понедельникам и средам, однако, желательна предварительная запись по телефону 8(843)294-31-16.

Интересный факт

Как рассказали в музее, все бронепоезда, участвовавшие в боевых действиях во времена Второй Мировой, после завершения войны были переданы на московский военный склад. Часть из них использовались как реквизит в съемках фильмов о войне.