Во Всемирный день учителя, который приходится на 5 октября, ProKazan поговорил с молодым педагогом, чья работа немного отличается от привычного нам учительского дела. Анна, героиня нашего материала - учительница особенных детей. Девушка окончила дефектологический факультет по специальности олигофренопедагог. Выпускники этой специальности занимаются образованием детей с ограниченными возможностями здоровья.
Фото с сайта mmom.ru
Учительница особенных детей без прикрас рассказала нам о своей зарплате, эмоциональных сложностях и самой ценной награде за вложенный труд.
В классе Анны пять учеников с диагнозом умеренная умственная отсталость - это детки, которые зачастую не разговаривают, а пытаются общаться при помощи жестов.
- Анна, опишите ваших учеников, в чем их особенность?
- Будет банально, если скажу, что мои ученики видят мир по-другому. Особенность моих учеников в том, что они, например, не могут сказать, что хотят в туалет. Иногда им удается сообщить об этом при помощи жестов - они показывают на свои брюки, но бывает, что они не успевают этого сделать. Тогда я звоню родителям, объясняю ситуацию, и они забирают ребенка домой.
Отличается и система преподаваемых дисциплин, конечно же. Такие дети приходят в школу, допустим, в 8 лет и у них нет разделения на классы - начальная, средняя, старшая школа. Они просто познают этот мир.
Например, вместо математики, у ребят дисциплина "математические представления", и она начинается не с изучения цифр. Мы берем две коробки, одна пустая, а в другой что-нибудь есть. И задача педагога - научить ребенка определять, какая коробка пустая, а какая - нет.
Дисциплина, заменяющая русский язык - "речь и альтернативная коммуникация". Даже если ребенок не говорит, то у него все равно должна быть какая-то альтернатива, например, жесты - их и учим.
Есть такой предмет, который называется "человек" - на нем мы учим ребенка понимать свое тело, распознавать, где у тебя глаза, где нос, где волосы.. Есть дисциплина "социальный окружающий мир" - на ней мы знакомимся с разными видами транспорта, правилами поведения в общественных местах.
В этом и заключаются задачи педагога, который работает с особенными детьми.
- У вас очень интересная работа, будто другой мир... Расскажите, а преподаватель проходит какую-то специальную подготовку, прежде чем прийти к таким детям?
Вся подготовка заключаются в обучении в университете. И здесь есть сложности - до 2016 года считалось, что такие дети - необучаемые. Учили только детей с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития. Поэтому и вузы преподавали по-другому. Большинство преподавателей до сих пор не знает, как научить студента взаимодействовать со сложными детьми.
На такую специальность в принципе поступают очень мало людей. Конкретно в моей группе поступали 25 человек, из них до диплома дошли только 13. Кто-то понял, что это не их, кто-то осознал, насколько это тяжело, кто-то "ушел" на логопеда. Так что специалистов для обучения детей с особенностями в принципе мало, и студентов нужно как-то мотивировать на такую работу.
Фото: Яндекс.Карты
- Анна, как вы начали работать с особенными детьми? Сразу после выпуска пришли в школу?
- Да, мне предложили работу в школе сразу после выпуска. И я могу сказать, что приступила к работе с нулевыми знаниями - в вузе мало времени уделяли практике. С детьми мне было очень сложно, так как они не говорили и не могли сказать, чего им хочется, не могли рассказать о себе, я не могла понять, поддаются ли они обучению, будут ли говорить когда-нибудь вообще. И это такие моменты, которых никто не знает - ни врач, ни родители. Работать с этим приходится учителю.
Поэтому я маленькими шажками, очень аккуратно, очень вдумчиво, просто шла на ощупь, как слепой котенок. И просто пробовала все, что приходила мне в голову.
Потому что на самом деле я вижу основную миссию нашей школы и свою, как учителя, конкретно для таких детей - это не научить их говорить, читать или писать - это в их случае почти невозможно. Печально, но факт. Моя самая главная задача - это подготовить их к жизни. Потому что, если вдруг случится так, что по какой-то несчастное случайности этот ребенок лишится семьи, то он должен быть способен позаботиться о себе на элементарном, самом базовом уровне. Он должен знать, как сходить в туалет, как о чем-то попросить, как выглядит тот или иной транспорт, и как это все работает. И что все работает в этом мире не за бесплатно, а за деньги. Ребенок элементарно должен уметь держать ложку и знать, что с ней делать.
- Это очень ответственная работа, с благородной миссией. Как-то начинаешь воспринимать профессию учителя иначе... Анна, а много у вас в коллективе молодых специалистов?
- Знаете, смотря кого назвать молодым - по возрасту или по стажу работы. По возрасту здесь я самая молодая, мне 25 лет. Есть коллеги, которым 28 лет, но основной костяк - это уже опытные педагоги в возрасте. Я пришла в школу сразу после вуза, но не задержалась тогда надолго и ушла, у меня был перерыв в педагогическом стаже. А уходила я из-за зарплаты, об этом, наверное, нетрудно догадаться...
Ситуация была такая, что мне платили 15 тыс. рублей в месяц. И все. За работу с особенными детьми. Мне повезло, что у меня не было тогда кредитов, ипотеки, у родителей была возможность мне помогать. Но в какой-то момент я просто не смогла ходить на такую зарплату.
- Чем вы решили заняться в этот момент? Когда ушли из школы.
- Моя педагогическая наклонность все равно возобладала, но сферу я сменила более чем просто кардинально - я ушла в индустрию красоты и стала преподавать курсы маникюра. Знаете, это было несравнимо со школой - моя зарплата могла доходить до 80 тыс. рублей в месяц. И при это я работала не с детьми. Хотя, все должно быть наоборот... Такие деньги впору платить педагогам, особенно работающим с необычными детьми.
- Но ведь школа в итоге все равно победила в этом, так сказать, неравном бое. Вы вернулись, почему?
- Я не хочу приукрашивать и рассказывать про долг, призвание, благородную миссию и все подобное. Скажу честно, вернулась за стабильностью. Большие деньги в индустрии красоты, по сравнению с зарплатой в школе, теряют свою ценность, когда ты понимаешь, что к тебе относятся как просто к рабочей машине. Так, к сожалению, получилось на моей работе, где я преподавала курсы маникюра.
Но немного лирики все-таки будет. В какой-то момент, не поверите, я начала скучать по своим особенным детям. Начала переживать за них, как они одни справятся с этим миром? И так все факторы, рациональные и эмоциональные, сошлись в одной точке возвращения в школу.
Фото: Яндекс.Карты
- Если мы не говорим о денежном вознаграждении, то какое вознаграждение лично для вас самое ценное в работе педагога? Какая отдача от работы больше всего, как говорится, греет душу? Заставляет не думать о зарплате и все равно приходить к этим особенным деткам?
- Самая большая награда, особенно, когда ты не получаешь ее в денежном эквиваленте, это та же награда за твой вложенный труд, но со стороны ребенка. Когда понимаешь, что твои действия окупились - ребенок взял ложку и понимает, что с ней нужно делать. Ребенок освоил жесты и уже уверено может сообщить тебе, когда он хочет в туалет. Всем приятно видеть результат своей работы, но с такими детьми это работает по-другому, что ли. В такие моменты ты не чувствуешь себя просто учителем, если честно. Чувствуешь себя немного волшебником. Испытываешь большую радость за этого человечка. Вспоминаешь и понимаешь, за чем ты сюда вернулся и что ты здесь делаешь.
- Наверное, большинство педагогов работают во имя этой одной цели...
- Да, но могу заметить, что у педагогов, допустим, общеобразовательных дисциплин, возможностей, как мне кажется, чуть больше. У нас нет частных школ для особенных детей, по крайней мере их нет в моем регионе. И соответственно, ты не можешь уйти в школу, где твой труд будут оплачивать более достойно, где будут какие-то интересные, современные условия. Наших детей, с особенностями в развитии, с ограниченным возможностями здоровья, в этом смысле можно назвать брошенными. Существует большое количество программ по их поддержке, да. Но практически отсутствуют программы поддержки тех людей, которые занимаются их воспитанием, курируют их, учат их. Хочу обратить внимание на это.
Есть программа, "молодой специалист", по ней положена материальная поддержка работников образования, которые только пришли в эту сферу. Но чтобы попасть под ее критерии, нужно соблюсти очень много моментов, под которые большинство молодых не подходят. Так, почти все мы работали по студенчеству, но чтобы попасть в эту программу, у тебя не должно быть стажа. Вот так.
Фото: Яндекс.Карты
- Анна, понятно, что в образовании есть свои сложности и вы нам их хорошо раскрыли. Но что вы все-таки можете пожелать таким же молодым специалистам, как и вы?
- Мне хотелось бы пожелать молодым специалистам идти в сферу образования, когда у вас уже есть квартира и машина. Но это в шутку, конечно.
Понимаете, просто хочется, чтобы профессия педагога была уважаемой и хорошо оплачиваемой. Тогда не нужно будет давать какие-то пожелания или, так сказать, поднимать авторитет профессии.
Мы, я имею в виду работников сферы образования, делаем большое дело - воспитываем новое поколение. И это в наших же интересах, здесь я уже говорю о всем обществе, чтобы в школах было как можно больше думающих людей, а в масштабах мира - образованных. Это надо ни учителю, ни работодателю, ни кому-то еще сверху. Здоровая, образованная нация, в которой есть место и для особенных детей - это общая задача, которую мы должны выполнить для благополучия наших же детей и внуков. Своим молодым коллегам я желаю осознавать эту миссию и ставить ее на первое место, держать как девиз, особенно когда хочется опустить руки и особенно педагогам, работающим как и я, с непростыми детьми.