История с реконструкцией Шамовской больницы тянется уже несколько лет и никак не найдет хотя бы финальный вектор движения к своему обновлению. Первоначальные известия о том, что в ней хотят сделать гостиницу, то опровергаются, то появляются снова с упоминанием нового собственника.
Однако, как оказалось, в наши дни в Казани живет потомок купца первой гильдии Якова Шамова, построившего эту больницу.
Напомним, Яков Шамов был крупным хлебопромышленником всего Поволжья. Он родился в 1833 году и, помимо торговли хлебом, возглавлял правление Казанского купеческого банка, будучи его председателем, и являлся главой старообрядческой общины Казани. Был поощрен титулом Почётного гражданина. Парадоксально, но несмотря на все эти благие дела и построенную на его деньги больницу, прославившую его имя в веках, строительство этой лечебницы продиктовано в буквальном смысле его шкурным корыстным интересом.
Купец построил ее, чтобы избежать тюрьмы, после того как был разоблачен с нечестной поставкой хлеба для армии. К тому времени Яков Шамов находился уже в весьма преклонном возрасте (старше 70 лет), здоровье не позволяло, да и сам он, понятное дело, не хотел отбывать наказание на нарах. Пришлось откупаться. Купец не дожил до открытия больницы (1910 год) полутора лет, скончавшись в 1908 году.
В 2008-м здание Шамовской больницы признано аварийным, несоответствующим современным нормам и закрыто на ремонт.
Наш современник Дмитрий Шамов человек весьма разносторонний. По образованию он учитель истории, однако работал и в Совете по делам религии, и в должности программиста, и уже несколько лет руководит видеостудией "Мнение", и помогает создавать декорации для Шаляпинского фестиваля. А сейчас совместно с режиссером-постановщиком Георгием Ковтуном работает над оперой "Черная палата", премьера которой состоится сегодня, 20 января, в театре имени Тинчурина.
Как заверил корреспондента портала ProKazan.ru Дмитрий, он на самом деле весьма далекий и сомнительный родственник богатого хлебопромышленника. Однако, хоть и очень неблизкая, родственная связь есть. И об этом до сих пор помнят старообрядцы Казани, главой общины которых некогда был тот самый купец Шамов.
- В те времена семьи были большие, тем более у старообрядцев, - рассказывает Дмитрий Шамов. - Известны Шамовы, которые жили, например, на Вятке или в Камских полянах. И мой род напрямую ближе к другим Шамовым, не к семье Якова хлебопромышленника. Как студент исторического факультета я когда-то выполнял задание по своей родословной. Так вот у меня родство ближе с купцом Герасимом Мельниковым (гостиница "Казань" на улице Баумана некогда принадлежала этому купцу и городскому голове — прим. Автора).
Дмитрий признался, что ему даже приходится скрывать свое, пусть и очень отдаленное, родство с легендарным купцом. По его словам, старообрядцы до сих пор каким-то образом находят "наследника" Якова Шамова, и приходят просить у него денег.
- Наверное, думают, что и желание раздавать деньги нуждающимся мне передалось по наследству, - шутит Дмитрий Шамов. - Устал отнекиваться.