Сотни казанцев жалуются на беспредел в общественном транспорте

12.08.2012, 23:50 , Служба новостей

Жители третьей столицы все чаще стали жаловаться на работу общественного транспорта. Для получения ответов на злободневные вопросы Казанский союз защиты прав потребителей провел "круглый стол" с участием экспертов.

- На горячую линию нам ежедневно поступают звонки от горожан, - говорит руководитель правового отдела Союза потребителей РТ Марат Мазитов. - Самые популярные вопросы - "Почему водители не останавливают на каждой остановке?", "Почему никто не предупреждает о смене маршрута из-за ремонтных работ?", "Куда жаловаться, если хамят кондукторы?" и "Почему так сложно уехать вечером?"

"Я не умею читать мысли водителя"

Начнем с самых частых жалоб — на грубость кондукторов и на отсутствие нужной информации для пассажиров.

В качестве примера приведем случай, свидетелем которого на днях стал корреспондент портала ProKazan.ru. Автобус, который ехал по Ленинской дамбе в центр, не остановился на "Стадионе" и свернул направо - в объезд через ЖД-вокзал. Пассажиры стали возмущаться, почему их не предупредили. "Я не умею читать мысли водителя! И не надо орать!" - ответила кондуктор. А казанцам пришлось идти пешком "лишний" километр.

Так вот, оказалось, что и на некачественный сервис, и на отсутствие информации для потребителей можно пожаловаться в надзорные органы на нарушение прав потребителей, считают в Союзе Потребителей РТ:

- Кондукторы не предупреждают о смене маршрута из-за перекрытия дорог, - говорит Марат Мазитов. - Туристам не могут объяснить, на какой остановке выходить, а сами остановки не объявляются. А в автобусах нет уголка потребителей. Это грубейшие нарушения. А перевозчики пользуются тем, что потребители не знают своих прав.

Что делать в подобных ситуациях? Можно зафиксировать нарушения на видео- или фотокамеру или просто направить жалобу в Союз Потребителей РТ.

- Многие водители торопятся прийти на останову первее своих "конкурентов", - комментирует Динар Салахутдинов, старший помощник прокурора Казани. - Есть план - например, 6 кругорейсов в день, за его выполнение они получают премии. Но останавливаться на каждой остановке они обязаны. Погони за прибылью быть не должно. За этим следят надзорные органы, которые получают информацию и в результате проверок, и от самих пассажиров.

Почему так сложно уехать в вечернее время?

Кстати, о погоне за прибылью. Если в дневное время водители стараются обгонять друг друга и маршрутки приходят на остановку каждые 3 минуты, то вечером - начиная с 9 часов - казанцы не могут уехать из центра и других районов даже с пересадками.

- Каждый маршрут ходит до определенного времени, - объяснил Альберт Давлетшин, замруководителя ПАТП-4. - А само расписание транспорта устанавливает и контролирует администрация города. К сожалению, такси теперь перестало быть доступной альтернативой — оно стало в два раза дороже после лицензирования.

Травмоопасные автобусы

Еще одна распространенная жалоба касается травмирования пассажиров. Она имеет под собой реальную основу: Татарстан занимает первое место в Приволжском округе по количеству ДТП по вине водителей автобусов. 70 процентов аварий совершаются в Казани. Происшествия связаны и с наездами на пешеходов, и с травмами пассажиров: часто во время резкого торможения казанцы падают в салоне и получают разные повреждения. Почему аварийность столь высока?

Оказалось, стать водителем автобуса довольно просто: главное, быть не моложе 20 лет и иметь стаж вождения не менее 2 лет.

- То есть фактически мужчины, возвратившиеся из армии, не имеющие должного опыта работы, но у которых есть формальный стаж, тоже могут перевозить пассажиров, - говорит Марат Мазитов. - Цена ошибки водителя - здоровье 40-50 человек.

Правда, все они проходят проверки:

- Перед выездом на линию все водители проходят медицинское освидетельствование, - уверяет Альберт Давлетшин. - Все нарушения фиксируются и из комитета по транспорту передаются в ПАТП.

"Все жалобы уходят к самим перевозчикам"

Получается, что все жалобы на перевозчиков направляются к ним же. Круг замыкается вновь и вновь.

- Необходимо ужесточить контроль за перевозчиками, - считает Александр Семенов, начальник управления транспорта и логистики Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. - Если раньше ликвидация "Газелей" с казанских улиц была необходимой мерой, то теперь большие красные автобусы становятся нерентабельными, и это отражается и на водителях, и на пассажирах. Можно, конечно, жаловаться только на водителей, но их тоже можно понять: за тяжелые условия труда они получают чуть больше 20 тысяч. Молодежь не изъявляет желания работать в ПАТП, и нехватка кадров - острая проблема.

Хотя не все так плохо, как кажется, говорит эксперт: ситуация уже начала меняться к лучшему. По крайней мере, известно, что у Исполкома большие планы по покупке новых автобусов, так как прежние выходят из строя. Уже закуплены новые "МАЗы", которые скоро выпустят в рейсы...