В Казань на форум Russian PR Week приехал сооснователь популярного паблика MDK Роберто Панчвидзе. Корреспондент портала ProKazan.ru встретился с ним и поговорил о том, как стать популярным в Интернете.
- У вас большая команда?
- Смотря, что ты понимаешь под командой.
- Я имею ввиду тех, кто создает контент, администрирует паблики и так далее.
- Таких у нас 35 человек: это редакция плюс контентмейкеры и модераторы.
-Вы сами придумываете все шутки или что-то переводите? Есть ли человек, который регулярно мониторит англоязычные ресурсы?
- Несколько человек мониторят англоязычные ресурсы. Количество оригинального контента от заимствованного, наверное, 60 на 40. Опять же надо понимать, что темы все вечные. Так или иначе каждый день мало что выходит нового, каких-то ноу-хау. Можно, конечно, к каждому мему прицепиться, сказать, что он заимствованный, но все-таки 60 % мы стараемся генерировать собственного контента «ориджинал». Но при этом я допускаю, что какой-то процент от этого контента является адаптированным от западного к нашим реалиям.
- Как думаете, ВК еще перспективен как платформа? Или скоро все уйдут в Инстаграм или Телеграм, Твитч?
- Смотря для чего, опять-таки. Нужно понимать, что успешный блогер или успешный медиа-издатель будет присутствовать практически везде, стараться покрыть как можно больше каналов. ВК все еще актуален для многих видеомейкеров или музыкальных исполнителей. Создать там паблик, посвященный юмору, наверное, не имеет смысла, но если есть что-то оригинальное, например, как «Страдающее средневековье», можно создать. Но не нужно надеяться, что ВК будет полностью оправдывать свое предназначение: нужно будет присутствовать и на других платформах. Так что, если кто-то хочет создать паблик, нужно несколько раз подумать над всем этим и, прежде всего, посчитать.
- А что касается юмора в Инстаграм и телеграм-каналах. Например, Фочан, популярный и там, и там?
- Создать какое-то СМИ на основе одного Инстаграма это немножко глупо, потому что это персонифицированная соцсеть и она создана для блогеров и лайфсталового блогинга, вайнового, может быть даже… Все-таки нужно понимать, кто твой клиент. Не только целевая аудитория, а вообще. Будешь ли ты окупать свою работу? Если мы говорим про блогера, то там цена контракта в России может составлять от 10 млн в месяц с каким-нибудь брендом. А какой бренд захочет ассоциировать себя с пабликом в Инстаграм? Потому что переплюнуть популярность условной Марьяны Ро будет практически невозможно. Потому что людям более интересны персоны, чем издания.
В Телеграме все по-другому. В Телеграме есть возможность для роста таким контентным продуктам. У меня нет какого-то ответа объективно, потому что для меня феномен каналов остается феноменом. Скорее искусственно созданным, но тем не менее, рабочим. Мы видим, как растут наши каналы, как растут конкуренты, мы видим, что есть перспективы. С другой стороны мы понимаем, что там есть некий ореол вседозволенности. Там есть контент, который не найдешь ни в ВК, ни в Твиттере.
Так что несколько раз стоит подумать, прежде чем начать делать паблик в Инстаграм, но если вы хотите зарабатывать прямо сейчас, то имеет смысл делать канал в Телеграме.
- На какой платформе лучше продвигаться блогерам, если мы говорим про персоналии?
- Сейчас я бы посоветовал Тик-ток. Потому что там очень высокий порог входа и не так уж много конкурентов, не большая захламленность. Очень большое количество блогеров в Тик-токе они не профессионалы, они делают низкопробный контент, связанный с простым лепсингом, с подпеванием под караоке. И они собирают так уже по полмиллиона лайков. В большинстве, это, конечно, походит на контент для Одноклассников, но если делать его качественно и с креативом, то вы очень быстро наберете свою аудиторию.
Инстаграм я бы не посоветовал, так как там очень большое количество блогеров на квадратный метр. И сама соцсеть начинает бороться с ними, например, занижая охват.Там выживет только сильнейший.
- Как относитесь к тому, что в России с каждым годом появляется все больше и больше блогеров? Когда наступит "передозировка"? Имеет ли смысл заняться этим сейчас?
- Блогингом всегда есть смысл заниматься, если есть что сказать. Если вы хотите заниматься этим просто «потому что», то вам стоит несколько раз подумать. Вам это очень быстро надоест, и вы вряд ли добьетесь успеха. Все-таки всегда будут в тренде те люди, которым есть что сказать. Они находят свою нишу и давят ее. Тот же, например, Эрик Давыдович, который, считай, вернулся заново и очень легко вернулся на старые позиции, за счет того, что он живет этими машинами. Если вы найдете выкройку макраме и будете рассказывать как это интересно, как это прекрасно и будете давать советы, то вы наберете ту аудиторию, которую точно сможете монетизировать. Не нужно гнаться за огромными цифрами и миллионами просмотров, сейчас в тренде те люди, у которых небольшая, но преданная аудитория, которая легко поддается монетизации.
- Вернемся к началу вопроса о том, что в России с каждым годом все больше блогеров и они занимают все медиапространство. Получится ли набрать «критическую массу»?
- Я думаю, что блогеров будет всегда ровно столько, сколько нужно. Потому что, так или иначе, многие отмирают. Например, Стас Давыдов просто взял и ушел. Может быть он когда-нибудь вернется, но вернется только, когда его ниша освободится. Или, например, Ивангай, Марьяна Ро. Они просто взяли и ушли с Ютуба. Так что на самом деле «все больше и больше» это необъективная оценка. Их становится столько сколько нужно.
- Насколько сильно МДК изменился за последние 5 лет?
- Ну, он стал шире, стал больше. Это единственное, что поменялось. Не сказать, что контент как-то сильно изменился.
- Повлияло ли введение новых законов на вашу работу ВК?
- На самом деле, нет. Условно, какие-то темы пришлось задвинуть и не делать их основными, но наверное, так даже лучше. Мы нашли что-то другое. Так что я не скажу, что на нас как-то повлияли законы. Мы стали осторожнее, но самоцензура появилась у нас задолго до появления законов.
- Что сейчас можно назвать зашкваром? И над чем лучше не шутить? Над чем вы не будете шутить?
- Сложно сказать, что такое «зашквар»…Для каждого зашквар свой.
- Зашквар в плане шуток, я имею ввиду.
- Я понимаю, да. У каждого свои табу, но я думаю, что шутить можно над чем угодно. Опять же в определенных количествах и с должным тактом. Потому что есть объективно плохой юмор. Плохой, потому что он некачественный, а есть хороший, но на те темы, которые табуированные. Но такой юмор нужен. Он социально необходим.
- Если вспомнить "могилки" Жанны Фриске, вы бы сейчас стали шутить на эту тему?
- Это не просто умерла певица. Это умер человек с определенным мемным потенциалом. У нее уже были свои мемы. Тебе говорят «Жанна Фриске», и ты начинаешь накидывать какие-то ассоциации. У человека, который создал этот мем, была такая ассоциация. И если бы сейчас кто-то умер из известной эстрады, мы бы что-нибудь с ним сочинили. Например, не так давно умер Кобзон, мы его вспомнили как человека, который хотел набить нам лицо. До этого, был один из «Иванушек» и мы написали типа «Пусть земля будет тебе тополиным пухом». Но сейчас негативных комментариев было меньше. Люди, наверное, поняли, что это является своего рода памятником человеку. Мы же не изгаляемся над трупами. Когда говорят фразу «оскорбили умершего», мне сразу представляется сцена, где какой-то определенный человек берет черенок и насилует труп. Мы же просто взяли и разместили на картинке то, что нам запомнилось.
- Какие паблики можно назвать самыми прибыльными в 2019? Вы анализировали конкурентов?
- Рэп-паблики.
- Рифмы и панчи?
- Рифмы и панчи, Новый рэп. С учетом того, что каждый второй молодой человек хочет стать рэп-исполнителем. У них у всех есть по 10-20 тысяч рублей на рекламу своих треков, это минимум. Тем более, где им размещаться? На телек их не пустят, радио тоже закрыто и остаются только соцсети. Те же Макс Корж, Скриптонит или Егор Крид начинали с соцсетей. Так что, я думаю, пока волна хип-хопа жива, эти паблики будут только расти и приносить деньги.