Президент России Дмитрий Медведев предложил российским бизнесменам проводить в школах уроки "История жизненного успеха". Мы решили воплотить эту идею в нашем регионе и запустили социальный проект "Школа жизни и успеха", в рамках которого успешные казанцы (бизнесмены, политики, артисты, общественные деятели) будут проводить уроки в школах города.
Подробности встреч читайте в газете "Pro Город" и на сайте ProKazan.ru. В рамках нашего первого урока старшеклассники гимназии № 8 встретились с Сергеем Петрушиным, руководителем тренингового центра при казанском университете. Он раскрыл школьникам секрет своего успеха, который позволил ему превратиться из посредственного архитектора в практического психолога европейского уровня.
Коротко о себе- Мое последнее достижение – защита докторской диссертации. В ученом мире этот статус подобен воинскому званию генерала. Я преподаю на факультете психологии в КФУ с 1984 года. Там я читаю лекции, провожу семинары, тренинги, явлюсь директором тренингового центра Казанского университета. Наша цель – готовить студентов-практиков. А еще являюсь психотерапевтом европейского реестра – этот статус позволяет проводить консультации в других европейских странах без сдачи экзамена. Все хвалят свои профессию – и мне кажется, что моя - лучшая из всех возможных на свете. Психолог изучает человека, а что может быть интереснее и сложнее человека? |
Секрет успеха
"Если вы хотите быть успешными, то вам нужно делать то, что вам хочется. А успех – это результат того, на что откликается ваша душа и сердце. Если человек занимается тем, к чему у него душа не лежит – а потому что жить надо, зарабатывать надо – он никогда не достигнет больших успехов. Всегда есть баланс между этой успешностью и некоторой внутренней удовлетворенностью. Есть масса людей, у которых успешность есть, а удовлетворенности нет. Когда человек много работает, но работа не приносит ему удовлетворения – это вызывает гнетущее состояние".
"Мечтал сделать тренинг, на тему, которая интересна большому количеству людей. В какой-то момент я понял: эта тема – любовь. Сначала я испугался, считая эту тему избитой и банальной. Но оказалось, что люди даже в зрелом возрасте мало знают про любовь. Нас учат социальной жизни – обучают ставить цели, осваивать профессию. А как строить свою личную жизнь? Этому никто не учит! Тем временем, количество разводов растет, а институт брака рушится. Это глобальные проблемы нашей частной жизни, где люди предоставлены сами себе и не знают, что им делать. Тогда я выпустил книжку "Любовь и другие человеческие отношения". Следующая книга "Искусство быть вместе" рассказывает о том, как пронести возникшую любовь через всю жизнь. Часто до свадьбы все невесты кажутся замечательными, а женихи достойными. А откуда берутся сварливые жены и мужья, которые валяются на диване?
"На хулиганов нарывался только один раз"
"Секреты открытого общения" - это первая книга, которую я написал. Каждый психолог всегда начинает заниматься проблемой, в которой сам не силен. С детства мне было сложно общаться – я был домашним ребенком, очень любил читать и сознательно взял в руки свою первую книгу уже в 5 лет. Я был худенький, маленький в очках, отъявленные хулиганы во дворе не давали мне жизни. Тогда, купив десятикилограммовые гантели, я стал по утрам делать упражнения, занимался на турнике, а через год стал чемпионом школы по подтягиванию. Потом купил пару боксерских перчаток и с друзьями решил устроить боксерский поединок. Но вдруг понял, что не могу ударить человека по лицу. Переосмыслив свою подготовку, я сделал вывод - умный человек знает как выпутаться из ситуации, а мудрый в нее не попадает — я стал бегать, заниматься легко атлетикой. Поэтому в молодости я лишь однажды нарвался на хулиганов. Парень меня ударил и я начал думать: что он этим хотел сказать. Тогда я его спросил: "Ты наверное ждешь от меня подтверждения? Да, ты сильный!". Он остановился и дал мне уйти, потому что услышал то, что хотел. Видимо, уже тогда у меня были задатки психолога".
"С детства я любил рисовать и мечтал быть художником. Собирал вырезки из журналов "Огонек" и "Работница" (там были вкладыши – картины старых мастеров). Эти картины я даже обменивал на серебряные монеты. И вот ближе к 8-9 классу я сказал родителям, что собираюсь идти в художественное училище, на что мне мама сказала: "Ну, кто такие художники? Это бестолковые люди, у которых нет стабильного заработка". Я очень любил и уважал маму и пошел на компромисс – стал искать вузы, где преподают изобразительное искусство и так нашел архитектурный институт.
"Я был посредственным архитектором"
Туда я и поступил и нисколько об этом не жалею. Архитектурное образование развивает оба полушария мозга - в первой половине дня у вас будут занятия по живописи, а потом вас станут обучать высшей математик".
"Я был посредственным архитектором — компромисс давал о себе знать и работа не приносила мне большого удовольствия. На пятом курсе мой друг предложил пойти на шестидневный групповой тренинг. Подумав, что архитекторам нужно уметь подавать свои проекты и презентовать себя, я согласился.
Эти курсы потрясли меня настолько, что я ушел из архитектурной сферы, хотя рисковал за три года потерять квалификацию. Тем более это был 1981 год и о профессии психолога в стране мало кто знал.
И я думал, как мне жить дальше? Вспоминалась притча про мальчика, который поехал в другую страну учиться ловить драконов. Через несколько лет он вернулся домой, но тут возникла проблема — в его стране драконов не было. Было состояние тупика, но после перестройки ситуация изменилась в лучшую сторону и сейчас психология — довольно модное направление, на факультеты психологии в университетах бывают завидные очереди".
"Вы находитесь в таком возрасте, когда у человека формируется особый взгляд на мир. Для меня самая печальная характеристика - "человек состоялся". Это значит, что на нем можно ставить крест. Пока вас не вычислили как личность, не надели некую социальную роль — ищите себя! Найти себя можно только в деятельности. Люди, которые думают о своем призвании сложа руки, ничего не добьются. Когда я был архитектором, то даже представить не мог, что из меня выйдет хороший психолог. А узнал, когда начал действовать".
Школьники спрашивают
- Почему бы вам не выпустить книжку про любовь отдельно для школьников?
- Люди действительно с детства должны знать, как строить личные отношения. Идея написать отдельную книжку для школьников у меня существует, до сих пор. Но для этого нужно знать специальный слэнг, чтобы вам было интересно читать (смеется).
- Что делать, если другой человек считает тебя слишком вялым, либо напротив — слишком живым?
- Если речь идет о работе, спросите у начальства, как это отражается на результатах. Если претензий к качеству работы нет, какая разница, вялый вы или живой?
Частная жизнь строится совсем по другим правилам. Ко мне на консультацию пришла девушка и начала жаловаться на своего молодого человека — тот ей постоянно говорил, что она его не устраивает. Я посоветовал ей узнать идеалы своего возлюбленного и поставить вопрос ребром: "Может тебе именно такую искать?". Если ваши характеры не совпадают — лучше сразу расставаться. Важно с самого начала быть самим собой, чтобы у вашего партнера не сложились ложные впечатления.
- У вас есть сережка. С какой целью вы ее носите?
- Серьга у меня появилась, когда мне уже было за сорок. Я должен был доказать, скорее себе, что я еще могу позволить себе эксперименты. В знак того, что я не ушел в старое состояние, ведь в этом есть некий драйв и вызов.