Корреспондент портала ProKazan.ru отправился в колонию строгого режима №5 под Казанью. Мы пообщались с самыми талантливыми заключенными, которые справляются с буднями в казенном доме при помощи творчества. Мы посмотрели, какие удивительные вещи они создают собственными руками.
Студия звукозаписи и шутки о воле
В музыкальном клубе звучат не только песни, но и шутки. Заключенные ведут себя свободно, раскованно, сразу видно, что они чувствуют себя, как дома. Небольшая сцена и большой зал с видами Казани на стенах - это настоящий стадион для местной группы.
Заключенный Антон Гиваргизов провел в колонии уже 13 лет, сидеть осталось еще 3. Он руководит клубом, направляет новеньких и поет на концертах.
Антон Гиварзов
Антон много шутит, преимущественно о жизни на воле, к этому все привыкли, но нас все это немного удивляет. Кажется, будто мы оказались не в колонии, а пришли на встречу со старым знакомым.
Ребята вообще часто выступают перед заключенными - на всех праздниках они и "Битлз", и "БИ-2", и "Любэ". Из музыкальных инструментов под рукой бас-гитара, ритм-гитара, соло-гитара и синтезатор. Что-то выдали в колонии, другое - передали родственники.
На Новый год группа устраивает целые театрализованные представления. Играют исключительно мужские роли, для женских просят поучаствовать работниц колонии или добровольцев извне.
Тимур Хабиров
- Я с 14 лет занимался рэпом, и здесь мое умение тоже пригодилось, - рассказывает заключенный Тимур Хабиров. - Отбываю наказание по 228-ой статье (Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств - прим.ред.), осталось еще 5 лет.
Могу зачитать на тему, которую зададут. А вообще, все делается по вдохновению.
В клубе участвуют 7 человек - все пришли с какими-то базовыми навыками игры на гитаре, немного пели, писали тексты. А теперь создают сценарии, готовят полноценные выступления для различных конкурсов.
Кстати у них даже есть своя специальная студия звукозаписи - там они отрабатывают свои хиты. При желании ребята могут забрать результаты своих трудов в электронном виде после окончания срока.
Татуированные художники и котики на холсте
В художественной студии заключенных поменьше, трое заняты оформлением холста в рамку, один "подмастерье" куда-то убежал, а второй ждет команды от "начальства".
Евгений Наумов
Здесь создают картины, плакаты, газеты. Прямо сейчас все заняты оформлением новогодней стенгазеты. Евгений Наумов в колонии недавно, впереди еще 7,5 лет заключения, и он решил заняться рисованием. Пока что лишь помогает, но хочет освоить это мастерство в совершенстве.
Евгений выглядит скорее, как хипстер, только что побрившийся в известном барбершопе. На его руках и шее можно увидеть модные татуировки, он и сам иногда "балуется" созданием эскизов.
Здесь в почете анималистический жанр - перед нами выстраивают холсты с серым британским котом с ярко-желтыми глазами, слоном и маленьким, разноцветным котенком. Иногда рисуют природу, но вообще - то, к чему лежит душа.
Начальник психологической лаборатории колонии №5 Юлия Прохорова рассказывает, что участие заключенных в различных творческих пространствах помогает им избежать депрессии, способствует снятию психологического напряжения.
- Все ребята активные, создают интересные вещи, - рассказывает Юлия. - Это их работа, то есть они с 10:00 до 18:00 проводят время в этих "кружках".
Мы замечаем, что люди, которые занимаются в колонии творчеством, в целом, более общительные, спокойные. Любимое дело помогает им настроить себя по-другому, не выпадать из социума. Люди отвлекаются, это помогает не сойти с ума.
Деревянная церковь и потолки, от которых хочется плакать
На территории самой колонии можно увидеть необычную церковь - она была сделана заключенными в 2007-ом году. Уникальна она тем, что сделана полностью из дерева. Этакие Кижи по-татарстанки.
Разглядывать ее хочется долго - множество мелких деталей: оконные рамы, крыша, двери, от увиденного невольно открывается рот.
К нашему сожалению (но к счастью бывших заключенных), все те, кто трудился над этой удивительной постройкой, уже закончили отбывать срок и вышли на свободу. И все же нам удалось пообщаться с теми людьми, что занимаются нынешним внутренним убранством церкви - вырезают иконы и разрисовывают потолки удивительной красоты.
Мастерская уже напоминает своеобразную часовню - повсюду лики святых, календари с религиозными праздниками, кресты и церковные свечи. Здесь трудятся 4 резчика и 2 ученика-подмастерья. Прямо на наших глазах происходит творческий процесс - один из заключенных прорисовывает детали будущей иконы.
Иван Ранжин попал в колонию за убийство - сел еще молодым парнем, сразу после армии. В мастерской трудится с 2012 года и искренне любит свое дело.
- Осознание того, что я наделал, пришло уже в колонии, - рассказывает Иван. - Я отбывал срок, работал, постоянно злился. Однажды посмотрел на себя в зеркало и понял, что не узнаю этого человека. Тогда и начал копаться в себе, разбираться, пришел в церковь. И не захотелось уходить.
Иван Ранжин
Одну икону создают, в среднем, неделю. Один человек делает заготовку, второй покрывает специальным раствором, красит. Внутри церкви хочется разглядывать еще больше деталей - особенно потолки. Кажется, будто попал в Ватикан, где потолки расписывал какой-нибудь Микеланджело.
- У заключенных, которые как-то проявляют свои способности в творческом направлении, очень редко встречается рецидив, - говорит психолог. - Они более гибкие, им легче, так сказать, "вернуться в жизнь" после колонии. Все это творчество - то, что нужно.