Как стало известно, руководство КНИТУ-КАИ добилось разрешения на то, чтобы установить перед своим корпусом №2 (Четаева,18) Ту-144, который ныне можно увидеть почти на окраине Казани, за забором 6-го здания вуза, что возле завода КМПО. Эту 80-тонную махину предстоит "протащить" по километрам улиц. Эксперты сомневаются как в необходимости затеи, так и в ее реализуемости. Впрочем, руководство КАИ говорит, что пока это только идея, сообщает "Бизнес онлайн".
- Есть предварительная планировка установки Ту-144 у второго здания КАИ, – сообщил источник в авиаотрасли,– Это инициатива нового ректора – Альберта Гильмутдинова. Не знаю, кто ему советовал, но, видимо, решили, что самолет все равно гниет на задворках, а тут 10 ноября – 125 лет Андрею Николаевичу Туполеву, в Казани ему будут памятник открывать. Наверное, сыграло и то, что КАПО объединяют с туполевской фирмой. Поэтому решили: надо ставить. Ректор обратился к президенту Рустаму Минниханову: есть такая тема, и Минниханов добро дал. Но пока идет подготовка. И, скажу вам, чтобы к ноябрю самолет на Четаева стоял, надо очень хорошо поработать. Но самое главное: пока никто не решил финансовый вопрос, кто за это будет платить, пока неясно.
А из-за чего, собственно, шум? Чем ценен этот самолет? Ту-144 с бортовым номером 77107 – большой раритет: советских первенцев сверхзвуковых пассажирских перевозок осталось только 7 (всего было построено 16 летных экземпляров, но 2 разбились, а 7 были утилизированы после закрытия программы в 1978 году). Сегодня два Ту-144 – экспонаты музеев в Монино и Ульяновске. Один в 2005 году "из-под ножа" спас клуб Героев города Жуковский и сегодня борется за его сохранение. Еще один, на котором американцы в 1996 - 1999 годах проводили программу сверхзвуковых исследований, стоит в том же Жуковском. Один в 2000 году туполевская фирма за $500 тыс. продала в Германию, где он стал гордостью экспозиции технического музея города Зинсхайм. И, наконец, две машины – учебные пособия в авиационных вузах Самары и Казани.
Казанский самолет, можно сказать, крутой. "77107" был испытательной машиной. Впервые он взлетел 12 октября 1975 года и всего выполнил 490 полетов. В 187 из них проводились испытания с выходом на предельную скорость (более чем в 2 раза выше скорости звука), оценивались устойчивость и управляемость. На машине стояла система отказов: вырубали в полете какой-нибудь прибор и смотрели, что будет.
И еще один переезд. Напомним, ранее портал ProKazan.ru сообщал о том, что копия кареты Екатерины II может переехать в другое место. Выяснилось, что арт-объек мешает Качаловскому театру. Окна малой сцены выходят к карете, где по вечерам собираются шумные компании. Их крики бывают слышны в театре, труппу и зрителей это не устраивает. В связи с чем руководство Качаловского театра обратилось в мэрию с просьбой переместить чугунную копию кареты.