- Я рос в деревне, и культурная жизнь у нас кипела: люди ставили свои спектакли, приезжали артисты из столицы. Причем гостиниц тогда не было и актеры жили в деревнях у простых людей. Любимым зрелищем для меня, конечно, был театр кукол. Мы ждали актеров, как близких родственников: мама пекла беляши, топила баню. Днем они показывали спектакли для детей. А вечером, на свой страх и риск, я пробирался за кулисы и смотрел спектакли для взрослых.
А как стали работать в театре?- Я учился в Ленинграде на режиссерском отделении. Практиковался и защищал диплом в Казани. В 1968 году стал работать актером в казанском театре. С 1977 года занимаю должность главного режиссера.
Конкурентов за это время не было?- У нас всегда очень крепкие творческие работники. Каждый знает свое дело. Я особых соперников не встречал (Смеется). Все возникающие сложности получается преодолевать благодаря сплоченности коллектива.
Какое у вас самое запомнившееся выступление?- Когда мы выступали в Каннах на театральном фестивале, у меня чуть инфаркт не случился. Это было так волнительно — мы были единственным театром из России. После спектакля Льва Кожевникова «Гуси-лебеди» зрители аплодировали стоя и кричали «Ура».
Как удается вдохнуть в куклу жизнь?- Это особый дар, чувство неживого предмета. Если актеру драмы помогает его внешность, мимика, то актер театра кукол должен оживить скульптуру. Недаром актеров-кукольников называют аниматорами. Мы вместе с актером осваиваем эту куклу, ищем пластику, интересные ракурсы, речевую характеристику, как должен говорить этот образ.
А сколько актеров у вас работает?- У нас 30 актёров.
А попадают они к вам откуда?- Они приходят к нам из разных театральных училищ. Недавно к нам перешел актер из Челнинского театра кукол Дилюс Кузиахметов. Очень талантливый актер, которого недавно выделил театральный критик из Уфы.
Как проходит работа над спектаклем?- Сначала ведется работа с драматургом. Затем подключается художник: с ним проговаривается какие куклы должны быть в этом спектакле, их внешность, одежда и т.д. То есть работа переходит к художникам-бутафорам, столярам, швеям. Параллельно решаются вопросы с музыкальным сопровождением. Затем приступают актеры, режиссер-постановщик, осветители, декораторы и т.д. Тандемов в кукольном производстве большое количество. Все работает как большой механизм.
Как относитесь к современным постановкам?- Они, безусловно, интересны. Правда, мне кажется, что большинство молодых режиссеров обращают больше внимания на форму, нежели на содержание. В нынешних спектаклях большое количество спецэффектов. А они отвлекают юного зрителя от смысла и морали спектакля.
Вы когда нибудь работали по своему сценарию?- Я поставил дипломный спектакль по своей пьесе. В то время, увлекшись японским искусством, я написал пьесу по сборнику японских сказок. Мне понравилась сказка «Глаза змеи». Свою инсценировку я назвал «Глаза матери». Был интересный момент, когда я не знал как обыграть сцену передачи глаз. А я почти всегда вижу яркие сны. И вот в одном из снов я нашел свое решение. Таким образом в 1975 году получилась очень интересная пьеса. Вообще как такого желания писать пьесы у меня нет. Я люблю когда это делает драматург.
Что вы можете сказать о творческих людях?- Они всегда немного неадекватные. (Смеется) И чем одареней человек, тем порой ему сложнее жить. Я не видел ни одного творческого человека, который сказал бы, что он счастлив.
А ваши актеры счастливые люди в жизни?- Я желаю им счастья!