Ильдар Ягафаров — режиссер первого татарского игрового художественного фильма, руководитель киностудии «Я-Production» и член жюри мусульманского кинофестиваля. На счету казанского режиссера — множество наград(в том числе и приз гильдии кинопродюсеров на российском кинофестивале «Кинотавр» ) и участие в международных фестивалях (в том числе и «Каннский фестиваль»).
ProKazan.ru пообщался с режиссером и узнал, сколько денег нужно потратить на качественное кино и готова ли Казань стать одной из передовых баз российского кинематографа.
В Казани есть база для создания кинематографа?
- Среди нас есть не только люди моего возраста, но молодое поколение. А для кино это самое главное. Есть те, которые обучились в Москве, в Нью-Йорке. Они здесь, в Казани, и хотят делать кино. Осталось системно наладить механизм выдачи финансирования на проекты. Он сейчас очень сильно страдает, хотя и заметно движение к лучшему. У нас сейчас годовой бюджет около 6 миллионов на производство фильмов в Татарстане. Хотя, для сравнения, в Башкирии были такие моменты, когда выделяли и 120 миллионов.
Какие средства нужно выделять, чтобы в Казани было свое игровое кино?
- Если будут средства хотя бы на две игровые картины в год, а это бюджет порядка 60 миллионов рублей, то тогда потихонечку начнет появляться настоящее игровое кино, Плюс нужны бюджеты для короткометражных картин, чтобы молодежь показывала себя. Я уже не говорю о документальных фильмах, которые должны сниматься в обязательном порядке. В конце 90-х у нас почти прекратили это делать и сейчас на месте этого зияет дыра.
Как обстоит дело с технической составляющей в Казани?
- Техническая база у нас очень слабая. Это скорее вопрос экономический, нежели риторический. Предположим, я купил камеру, которая стоит больше 2 миллионов рублей. Ее будут арендовать несколько раз в месяц студенты, снимающие рекламу. Но это нецелесообразно. Когда у нас начнется системный механизм производства кино — тогда уже и можно будет говорить о профессиональных камерах, которые можно закупить здесь, в Татарстане. А качественная аппаратура стоит более двух миллионов. Для сравнения, камера с плохим видео на выходе стоит 200-300 тысяч рублей.
Что касается камер... Дэвид Линч вообще снял один из своих фильмов на айфон.
- Это же просто фишка. Ну снял и снял. Дело же не в том, на что снимать и как снимать. Нужно в первую очередь возвращаться к хорошим историям и сценарием. Больше скажу. И Президенту РТ интересен кинематограф, но, возможно, до него еще не дошла такая история, которая бы его заинтересовала.
Егор Кончаловский в Казани выразил такую мысль: «Мало финансировать фильмы, их нужно еще и продвигать». Вы согласны с ним?
- Егор по большому счету лукавит. Выбирает все таки зритель. Если мы сейчас покажем эти фильмы в кинотеатрах— их никто не будет смотреть. Это кино, которое снимают для себя. Я считаю, что мы сейчас должны немного развернуться к зрителю лицом и прочувствовать конъюнктуру. Татарские фильмы, которые сейчас снимаются — для двух показов. Для закрытого и для фестивалей. А потом дай бог съездить в три четыре страны и там показать. На этом их история заканчивается. Потом это все заливается на ютуб, все смотрят там и радуются.
Нужно делать фильмы попроще?
- Это сложный вопрос. У проката есть своя инфраструктура. Чтобы туда попасть — нужно стать другом крупнейшей российской кинокомпании и людей, которые этим занимаются. Снять хорошее кино, прийти и сказать: Покажите мое кино! - такого не будет.
Может быть татарскому кинематографу вообще об этом не думать. У него есть огромная аудитория в районах. Татарское кино может зарабатывать в деревнях, районных центрах, оно может Челябинскую область выезжать, в Новосибирскую, Иркутскую. Там постоянно полные залы. Люди там ждут кино, как татарские спектакли и концерты.
То есть татарское кино понимают в различных частях России?
- Татары ждут своего кинематографа, но для таких фильмов, как «Бибинур» - точно не стоит рассчитывать на российский прокат. Он о струнах татарской души. Татары, смотря его, будут плакать и смеяться. Они будут надевать красивое платье и, заплатив 50 рублей, приходить в кинотеатр, а после просмотра обсуждать фильм. В Якутии, например, больше смотрят якутское, нежели американское кино. Этот опыт стоит перенять и использовать.
Почему бы вам, например, не показывать свои фильмы в «Мире»?
- Чего я только уже не делал. Показы, кстати, также устраивал. Но потом отстранился от этого. Понял, что у меня семья и нужно зарабатывать деньги. На это уходит много сил, а в итоге — Пшик! Это не дает никакого результата.
Но снимать фильмы в Татарстане все таки нужно?
- Кино — это мессейдж в мировую культуру. Это так удобно: снять фильм в Казани и он спокойно перемещается на самолете в Канны, Испанию, Америку, Бразилию. Татарстану нужно это делать — это работает на имидж города. Нужно показываться на фестивалях, создавать красивые, крупные работы. Нас конечно, обвиняют, что мы делаем местечковое кино. Но кино, которое снимается на 200-300 тысяч рублей — это самодеятельность. Мы, к сожалению, втянуты в эту самодеятельность. Для того, чтобы снять нормальную картину — требуется бюджет не менее 30 миллионов рублей. Чтобы операторы работали, были нужные технологии, экраны, рельсы, хорошие актеры. Я вот не могу просто так пригласить хорошего актера. Это стоит минимум 500 долларов в день. И я не говорю о звездах, которые стоят 2, 4, 5 тысяч долларов.
Какой бюджет нужен для съемок сериала?
- Люди жалуются, что ТНВ, к примеру, не снимает сериалы. Вообще, сериал — это такая вещь, которую можно потом продавать на бразильское, мексиканское телевидение. Но сейчас на телевидении снимают серию бюджетом 100 тысяч рублей, а это не серьезно. Люди не готовы работать за еду. Режиссер должен получать как минимум 300-500 тысяч за серию. А пока для умов, которые выделяют бюджет — эти деньги кажутся заоблачными.
Ваши работы транслируют по ТВ?
- У меня с этим как раз все хорошо. С ТНВ у меня очень дружественные связи, они выкупила все мои фильмы и постоянно показывают их.
На каком языке нужно снимать татарские фильмы?
- Я бы сказал на татарском, но сразу же начинаю думать как режиссер: кому я их покажу? Я считаю, что кино с татарской историей нужно делать на русском, но с татарскими субтитрами. Как делают казахи.
Татарстан интересен режиссерам, как площадка для съемок?
- После ситуации с Украиной, где делался огромный контент видео, у Казани появился реальный шанс стать одной из кинематографических баз. Кроме того, все чаще и чаще сюда приезжают московские продюсеры. Уже за август-сентябрь у нас сняли три московских сериала. Не вижу в этом ничего плохого. Это полезно для наших специалистов. К тому же, наш город показывают по телевизору. Летом в нашем аэропорту фильм снимали. В Москве оцепить его для съемок просто нереально, а в Казани он похож. Единственная проблема — у нас буковки на татарском написаны. Поэтому нужен серьезный постпродакшн.
Каких артистов хотели бы пригласить для своих фильмов?
-Если буду делать новые работы, займусь поискам неизвестных артистов. Из казанских брендовых актеров, на которых точно пойдут зрители, могу выделить — Равиля Шарафиева, Рената Тазетдинова и Искандера Хайруллина . Но с ними нужно работать, они слишком театральны. Кроме того, обязательно нужно брать известных российских актеров. К примеру, если бы в одном из моих фильмов сыграла Чулпан Хаматова — было бы не плохо.
Кого из казанских режиссеров можете выделить?
-По поводу игрового кинематографа — это Салават Юзеев. Есть Марсель Гайнуллин — восходящая звездочка, который начинает делать игровое кино. Потом Айдар Абдрахманов, Ильшат Рахимов. Правда последний немного запутался и ему нужно поддержка. А вообще, основная их проблема — отсутствие понимания что же такое режиссура. Они закрываются красивой картинкой. Работа с актером, написание сценария — до этого у них руки не доходят. У нас идет новая волна, она амбициозна, но за ней есть одна важная вещь — народ не понимает, что такое кино. Монтирует красивые картинки, а со своими лозунгами «Вы снимать не умеете, смотрите как надо» получается, что глубины совсем нет. Я считаю, что молодежь нужно научить делать сюжеты. Наснимают закатов, рассветов, и считают, что это круто.
На кого бы стоило равняться казанским режиссерам?
- Я бы выделил Оливера Стоуна. Мне нравятся его картины. Ну и конечно, Ларса Фон Триера. Это психологический режиссер, который очень глубоко роется в человеке, мне близко это.
Кроме художественных фильмов вы занимаетесь и производством имиджевых роликов. А как относитесь к рекламе?
-Все хорошие ролики были сняты в конце 90 годов. И это не только у нас, но и по всей России. Мы тогда могли многое себе позволить: стрелять из пушек, делать взрывы, как на войне. Тогда люди играли в кино, а заказчикам это было интересно. Сейчас творческая реклама смотрелась бы весьма странно.
На данный момент я считаю, что реклама - это реально зло. Она поглощает столько творческой энергии, а позади остаются одни руины. Мы снимаем сейчас коммерческое видео: про большие заводы, про производство. Это называется «болты в томате». Зарабатываем мы именно на них, а для себя снимаем художественные фильмы.