На днях на 73 году ушел из жизни известный архитектор, художник и целитель Ильдар Ханов. Казанцам и гостям столицы он известен своим знаковым творением — Храмом всех религий Старом Аракчино. Последователи Ханова уже сейчас беспокоятся, что будет с одним из самых знаковых объектов Казани.
"Не дай Бог, храм попадет в частные руки!"
Ильдар Ханов начал строить Вселенский храм, или Храм всех религий, в 1994-м. Идея казалась вначале нереальной: построить храм, где будут собираться представители разных конфессий. В лихие 90-е строить святыню помогали даже местные "братки" - давали и деньги, и материалы. Были и добровольцы-строители: кто-то постоянно жил в помещениях Храма, кто-то из добровольцев приезжал только на лето.
- Этот храм я решил поставить на месте своего дома, - рассказал Ильдар Ханов несколько месяцев назад в эксклюзивном интервью порталу ProKazan.ru. - Цель строительства — помочь людям понять, что нет ничего важнее любви и мира, объединения религий. А еще я собираюсь строить дома для сирот в деревнях под Казанью, этнические поселения, драматический театр, дома творчества для простых людей.
Как и было задумано автором, каждая религия воплощена в отдельном куполе храма: есть мусульманский, православный, католический, буддистский, иудаистский и даже языческий. По замыслу автора, в ансамбль должны были войти атрибуты более чем 150 религий - как существующих, так и исчезнувших цивилизаций.
Первые сложности возникли, когда решался вопрос о месте строительства храма, а потом — когда стройка разрослась. Когда Ханову не дали землю в Верхнем Услоне, он решил строить храм на месте своего дома в Аракчино.
- Он практически все время жил там. Сложности возникли, когда разрослось строительство. Люди ведь разные — кто-то завидует, кто-то еще что-то. Были проблемы. Мечеть построил — в прокуратуру написали жалобу, что без разрешения. Возможно, духовенство. По сути — что там делить? - вопрошает Зуфар Гимаев, председатель союза художников Татарстана.
Ханов уговаривал соседей продать ему земельные участки, чтобы расширять Храм, но те не согласились.
- Теперь главное, чтобы храм не попал в частные руки, чтобы его не продали, - сетует Тамара Мишалуева, одноклассница Ханова. - Чтобы это наследие осталось людям.
"Он мечтал запустить подлодку и построить школы"
На панихиде по скульптору представители власти пообещали включить Храм в туристический маршрут:
- Это уже практически решенное дело — нужно просто оформить документы, - прокомментировала порталу ProKazan.ru экс-министр культуры, ныне директор музея-заповедника "Казанский Кремль" Зиля Валеева. - Храм - уже сегодня привлекательный объект.
У друзей Ханова свои идеи по поводу продолжения его дел. Почивший бесплатно учил детей йоге, музыке, рисованию. Эти занятия ученики хотят продолжить в Храме.
Знакомые Ильдара вспоминают, что он мечтал организовать морской клуб. Друзья из Северодвинска подарили ему подводную лодку. Он планировал запустить лодку в плавание от Казани до Зеленодольска. Но грандиозные планы не осуществились: сердечный приступ трагически оборвал жизнь Ильдара Ханова.
- Он просто надорвался, - в слезах говорит Ирина Еременко, пациентка Ильдара. - Поспите в течение десятилетий два-три часа в день. Утром утюгами массаж делает — это какую ж силу надо? Позвоночник пациентам разглаживал! Он себя не щадил и надорвал сердце. Народу принимал много, всегда были очереди, никому не отказывал.
Несколько месяцев назад корреспондент портала ProKazan.ru поинтересовался в интервью у Ильдара Ханова: как ему удается сохранять бодрость духа и силы в возрасте 73 лет? На что целитель ответил: "У меня свой ритм жизни: сплю по 2-3 часа в день, встаю рано, занимаюсь йогой. Хватает времени на художественное творчество, на строительство Храма. Веду здоровый образ жизни, питаюсь травами и овощами с грядки и надеюсь прожить еще долго".
СПРАВКА
Ильдар Ханов учился в художественном училище в одном группе с известным художником Константином Васильевым. Затем закончил Суриковское училище в Москве. Позже отправился в странствия по миру, побывал в Индии, Тибете. Ильдара Ханова знают не только ка художника, но и как целителя. Знакомые утверждают, что он лечил первых лиц страны, и в советские годы к нему обращался даже Брежнев.