С 7 октября 2014 года поборы с родителей в школах и детсадах официально запрещены. Детские образовательные учреждения Татарстана получили письма за подписью министра образования республики Энгеля Фаттахова о запрете сбора денег с родителей на какие-либо нужды и цели.
Портал ProKazan.ru выяснил, помогло ли распоряжение министра решить проблему и каковы в реальности его последствия.
- Нам объявили о том, что Фаттахов письменно запретил сборы денег, - пояснила родительница воспитанника детского сада №357 Лиза Балымова. - Сейчас у нас действительно ни на что не собирают, могут только попросить родителей о физической помощи — заклеить окна, починить самим что-то. Правда, Деда Мороза мы все-таки решили пригласить, потому что переодетый в прошлые годы в него охранник плохо справлялся с ролью.
В детском саду №181 после официального запрета поборов даже разразился небольшой скандал. С родителей продолжали собирать по 900 рублей на оплату дневного охранника. Кто-то из родителей, то ли зная о распоряжении министра, то ли просто протестуя против бесконечных сборов на благие цели, пожаловался в министерство образования.
Родителей вызвали на собрание и объявили о том, что на бюджетные деньги садик теперь будет охраняться только в ночное время. С одной стороны, вроде бы ничего страшного — вход на территорию детского сада осуществляется при помощи электронных ключей, а с другой — под присмотром все-таки безопаснее.
Кроме того, если следовать указанию министра, теперь дети не смогут пойти с классом или группой даже на экскурсию, в театр или в цирк. А ведь это своего рода традиция еще со времен советского образования.
- Это даже не приказ, а только письма, - акцентировала внимание директор "Казань. Бюро путешествий" Елена Илькун, - но учителя уже начали отказываться от групповых школьных экскурсий, посещений музеев. Между тем у нас много таких туров с посещением и Болгар, и Свияжска, и Раифы. Но поскольку школы получили эти письма, они отказываются теперь вывозить своих учеников.
Теперь, как следует из писем, отправиться куда-либо дети могут только в сопровождении своих родителей.
- Но это абсурд, - считает Елена Илькун. — Большинству родителей просто некогда регулярно водить детей куда-либо, да еще и делать это с образовательным уклоном. К тому же музеи, театры, выставки будут нести значительный материальный урон.
К счастью одних и к сожалению других, поскольку у любого вопроса всегда есть сторонники и противники, не все школы и детсады приняли во внимание письма за подписью Фаттахова.
- У нас, например, театры в виде обязаловки, и все не дешевле 200 рублей, - поделилась мама первоклассника 38 школы, пожелавшая остаться неназванной. - Про запрет ничего нам не говорили, но вот 29 октября их класс идет на спектакль. А первого сентября заставляли покупать билеты по 240 рублей на концерт в честь первоклашек - и это обязаловка.
По словам родительницы, мамам и папам пригрозили, что если они не приобретут билеты из своих денег, то на учебники придется скидываться заново. И это при том, что в начале года родили сдавали на учебники по 1500 рублей и еще 500 на бытовую химию.
А в 165 школе в фонд класса собирали по 7000 рублей. Продолжаются поборы и с мам и пап дошколят.
- В любом случае после собрания будем собирать на то, чего не хватает, - говорит жительница поселка Бирюли Алена Москалева. - Игрушки ломаются, карандаши, пластилин, бумага заканчиваются. Мы всегда после собрания решаем, сколько собирать. Недели через две у нас очередное. Летом на ремонт собирали по 1000 рублей.
Есть среди родителей и те, кого дипломированные педагоги смогли убедить в том, что скидываться на содержание муниципального учреждения — норма. После профилактических бесед с воспитателями и заведующими легковнушаемые мамы и папы искренне полагают, что собрать деньги на ремонт или очередной праздник для детей решили они сами.
- Это не воспитатели, а мы сами, родители, решаем, как нашим детям лучше будет, - поясняет Алена Москалева. - Что можем своими силами - делаем. У нас в группе 2 спонсора из родителей, они многое за свой счет делают. По ремонту, правда, нам показали, какие есть проблемы, и мы сами рабочую бригаду вызывали, сами материалы для ремонта закупали. У нас родительница, она на своей машине ездила закупала ковры и все необходимое.
Как считает, руководитель пресс-службы Казанского правозащитного центра Булат Мухамеджанов, поборы в том или ином виде действительно все равно остались и так и не исчезнут.
- Во-первых, директорам и заведующим удобнее привлекать так называемые собственные, а по сути родительсткие средства, - прокомментировал Булат Мухамеджанов. - Это гораздо быстрее, чем составлять заявку в министерство. А во-вторых, если они не обращаются за помощью к руководству, например, чтобы подлатать крышу, а решают проблему за счет внутренних ресурсов, это дополнительно положительно их характеризует перед тем же РОНО.
Кроме того, по мнению правозащитника, проблема заключается и в том, что за поборы руководители образовательных учреждений несут всего лишь дисциплинарную ответственность — получают выговор или замечание.
- Но те же самые выговоры и замечание они получают из года в год и за любые ЧП, травмы у детей, например, - объясняет Булат. - Мы считаем, что нужно переходить к более решительным мерам. Если руководитель садика или школы 2-3 года попадает в список тех, кто допускает поборы, нужно его увольнять.
К слову, прецедент, обращения в суд с жалобами на сборы денег есть. В этом году признана мошенницей руководитель детского сада №62. Родителей просили сдавать деньги, которые перечислялись в кассу магазина строительных материалов, принадлежащего знакомой руководителя. Женщина получила условный срок без освобождения от должности.