Путешествие в поездах - очень романтический способ добраться из одного населенного пункта в другой. Долгая дорога, живописный виды за окном, стук колес и чай в позвякивающих подстаканниках.
В своей крайней поездке в плацкарте корреспондент ProKazan.ru решил провести вечер не вдыхая запах "курочки-яичек", а скоротать пару часов в вагоне-ресторане и пообщаться с его администратором - Владимиром Нартиковым.
Мы пришли в вагон-ресторан около 22 вечера, людей там не было, официантка мирно дремала на одном из кресел, а напротив сидел администратор. Владимир не спал, а очень усердно разгадывал кроссворд. Нам повезло, что на последний вопрос ("Самая длинная река Европы?") он ответил быстро и согласился побеседовать с нами.
Значительный период своей жизни он прожил в Казани и теперь с ностальгией вспоминает о тех годах.
- Давно вы работаете в вагоне-ресторане?
- С 1980-го года. Сразу стал ездить в поездах дальнего следования - это казалось интересным. То ли из-за того, что моложе был, то ли и правда раньше было лучше.
- И что, сразу администратором были?
- Да, с самого начала занимал эту должность. У нас всегда была команда, за которую я отвечал.
- А сколько человек должно работать в вагоне-ресторане?
- Вообще пятеро: администратор, два официанта, повар и охранник. Сейчас у нас работает 2-3 человека, и это совсем не правильно.
- Почему так?
- Ну, никто на такую маленькую зарплату не собирается идти, текучка ужасная. Да и не удивительно - понятно, что мы, пенсионеры здесь сидим, а молодежи разве захочется мотаться туда-сюда на поездах, без передышки практически, за копейки?
- А если не секрет, какая у вас зарплата?
- 12 тысяч рублей. На нее и живем, умудряемся выживать.
- И всегда так было?
- В последние годы постоянно так, видимо, там наверху считают, что этих денег более, чем достаточно.
- Владимир, а в поезде вы где ночуете? И какой у вас график работы?
- Для нас выделено одно купе. Вообще мы работаем с 9 утра до 12 часов ночи. Пока все уберем, пока закроем, уже где-то час ночи, да и утром пораньше встаем, чтобы заготовки сделать.
- Слушайте, а вагон-ресторан вообще пользуется популярностью?
- Когда как и смотря у кого. Вот вы часто ходите в вагон-ресторан? Нет. А почему? Потому что думаете, что у нас дорого. И правильно - очень дорого.
Наценка колоссальная, не все могут себе позволить такой перекус. Но при этом у нас можно поесть хороший завтрак, он не дороже, чем в обычном, городском кафе.
- А когда бывает наплыв посетителей?
- Вот летом ехал целый вагон детишек с югов, и за 10 дней мы заработали больше 600 тысяч рублей. То чипсы купят, то конфеты, то газировку, то супа захотят. А вообще, основные наши клиенты - это люди, желающие расслабиться.
- В смысле - выпить?
- Ага, выпить и закусить. Кому-то хватает пары бутылочек пива, а кто-то засиживается допоздна, пьет одну за одной. Ладно, если тихий такой черт сидит и пьет, а потом спать отползает, так чаще всего буйные попадаются.
- И что вы делаете?
- Ну что, представьте, что такой амбал, шкаф, идет на нашу официантку беззащитную, нецензурной бранью ее обкладывает. Я, конечно, встаю на защиту. С кем-то удается договориться, кого-то - ударить.
- А полицию вызвать - не вариант?
- Полиция не на всех остановках бывает, хоть сто раз нажимай на кнопку. В общем, опасно работать, ничего не поделать.
- А иностранцы к вам заходят?
- Это вторая категория посетителей, которая к нам захаживает. Заказывают много еды, больше времени молчат, хотя встречаются и те, с кем мы можем проболтать весь вечер.
Кстати я заметил такой момент - никто не любит американцев. Именно их часто бьют.
- Правда? А почему?
- Может, это, конечно, и стереотип, но они обычно такие высокомерные приходят, ведут себя по-хамски. Вот в последний раз на моей памяти была драка новозеландцев с американцем. Парень напился и хотел с ними обняться, а они его в пол вбили.
- Хорошо, про драки мы поняли, а что еще плохого случается?
- В последний год очень часто бывают проверки. И все время находят какое-то нарушение. Придираются по-страшному.
- Например?
- Ну, от официантки требуют, чтобы она весь рабочий день ходила в туфлях на каблуках. Она женщина уже немолодая, под конец дня ноги болят, какие туфли?! Не в туфлях - штраф! К шторкам придираются, если драки - тоже штрафуют...
- Владимир, а что-нибудь хорошее в вашей работе есть?
- Раньше мне она очень нравилась. Романтика большой дороги. А сейчас я устал, хочу покоя, хочу спокойно работать. Печально, что в нашей стране такое творится - на пенсионеров машут рукой, и они вынуждены пахать до последнего.