2 января 2017 года стартует ралли "Дакар - 2017", которое пройдет по территории трех стран - Парагвая, Боливии и Аргентины. Команде "КАМАЗ-мастер" предстоит преодолеть 9000 километров, половина из которых состоит из дорог, по которым участники ещё не ездили.
Мы встретились с легендарным пилотом команды Эдуардом Николаевым и поговорили о предстоящей гонке, а также узнали все о спортивном "Камазе".
- Машина приспособлена к гонкам по жаре, а сегодня на улице минус 25, но ничего - завелся, - смеется гонщик и приглашает нас с фотографом в кабину.
Кабина спортивного Камаза рассчитана на трех человек: пилота, штурмана и механика. Сегодня место штурмана занял наш фотограф, а корреспондент портала ProKazan - место механика. Эдуард занял свое - место пилота.
- Штурман сидит по правую руку от меня и полностью контролирует наше движение по маршруту, - рассказывает Эдуард Николаев. - У него стоят два прибора GPS. В них заложены контрольные точки, которые мы "собираем". За одну невзятую точку ждет штраф - от 30 минут до двух часов.
Штрафные санкции ждут команду и за нарушение скоростного режима в населенных пунктах.
- Если превышаешь допустимую скорость на километр, прибор фиксирует это, - объясняет Эдуард. - А на финише судьи смотрят на показания и выдают штрафные минуты.
Механик контролирует все технические параметры автомобиля. В гоночном "Камазе" есть свой "черный ящик", который в автоматическом режиме регистрирует показатели двигателя, трансмиссии для последующего анализа.
Механик отслеживает и давление в шинах, воздух в которых накачивается и спускается прямо из кабины.
- На трассе разный рельеф, если пески, то нужно спускать давление, если жесткие дороги, то поднимать, - объясняет Эдуард.
Сам пилот следит за проколами, которые могут случиться везде, даже в пустыне, так как в песке бывают скрытые камни.
Ралли "Дакар" продолжается две недели и ежедневно пилоты проводят в кабине от 4 до 9 часов. Причем без остановок, так как любая задержка в пути может сказаться на результатах гонки. Все члены экипажа следят за своим питанием, чтобы избежать на маршруте остановок "по нужде".
- Для нас это недопустимо, так как мы марафонцы, и за 2-3 месяца до гонки садимся на специальную диету, - продолжает Эдуард. - Но бывают форс-мажоры, так как гонка проходит через разные страны, а так как не у всех желудки могут без проблем усвоить местную пищу, случаются отравления. Но это очень редко.
Во время гонки металлическая крыша над головой раскаляется от палящего солнца (а снизу идет жар от мотора), а поскольку никакой обшивки нет, так как это лишний вес, температура в кабине может достигать до 60 градусов. Без кондиционера не обойтись. Но мечтать о комфорте членам экипажа не приходится: поток воздуха направлен лишь на лицо и его хватает лишь на то, чтобы высушить пот на лбу, чтобы тот не стекал на глаза.
Во время двухнедельной гонки у экипажей будет один день отдыха.
- В этот день традиционно варится домашнее блюдо, - рассказывает Эдуард. - Какие-то продукты берем с собой, какие-то покупаем на месте. Мы везем с собой казан, в котором готовим плов или суп. Бывало такое, что и обычные пельмени варили.
Как признаются спортсмены, приглашаются друзья из других российских команд. Ведь по дому и домашней еде скучают многие.
"Дакар" 2017 стартует в парагвайской столице Асунсьон 2 января, поэтому Новый год гонщики встретят вдали от родины.
- Сначала соберемся по московскому времени, потом встретим новый год - по местному, - рассказывает Эдуард. - Мы везем с собой елочку. Выпьем по фужеру шампанского, подарим друг другу сувениры. А потом продолжим подготовку к гонке.