Ровно 50 лет назад казанцы в первый раз увидели общесоюзную программу "Телевизионные новости" в прямом эфире.
- После выступления Никиты Хрущева, мы вклинились в союзный эфир с новостной программой "Вечерняя Казань" и всему СССР рассказали об увеличении надоев молока в республике, - делится воспоминаниями диктор татарского телевидения в 1961-1984 годах Абдулла Дубин. – Волновались все: моя партнерша Ирке Сакаева даже попросила новую кофту у звукорежиссера Маркенглены Раскиной – своя была потерта.
Советские зрители не могли разглядеть то, как на самом деле создавалась телевизионная картинка.
- В студии на Горьковском шоссе было всего две камеры, оператор Каль Юрант кое-как передвигал их на площадке - каждая весила по два центнера, - рассказывает Дубин. - Все программы снимали в одном помещении: детскую "Рисуйте с нами", подростковую "Юный казанец" и другие.
Первые дикторы Татарского телевидения (слева на право): Алина Сафиуллина, Абдулла Дубин, Ирке Сакаева, Айрат Арсланов. |
Отличительная черта советского телевидения – это многочисленные проверки ТВ - программ цензурой.
- У каждой передачи был свой паспорт, на котором стояло по пять печатей, в Главлите (главном управлении по делам литературы и издательств) все редактировали, многое вычеркивали и только попробуй прочитать не так, как написано, - говорит Абдулла Ибрагимович. – Дело доходило до маразма: заканчивая передачу полпервого-ночи, вместо 00:30, сказал 00:33. Мне звонят: "Что вы вчера в эфире сказали? Какое время назвали?"…Так меня лишили премии в 60 рублей! За 23 года работы получил пять выговоров: не так сказал, не так посмотрел…
В работе казанского телевидения были и забавные моменты: во время новостной программы Абдулле Дубину в ухо залетела муха.
- Пришлось смириться - шел прямой эфир, - объясняет Дубин. – Летом в студии вообще было невыносимо жарко: кондиционеров нет, а выйти в эфир в рубашке с коротким рукавом я не имел права…
А.Д.: На встрече с диктором Центрального телевидения Ниной Кондратовой. Когда она делала репортаж с сельхозвыставки на ВДНХ, бык рогом выколол ей глаз. После этого Кодратова долгое время вела программы со стеклянным протезом.
А.Д.: Процесс создания изображения был не прост: камеры записывали только картинку, а звук устройства, рядом с которыми я стою. Затем происходило наложение слов на отснятый материал.
А.Д.: Книжные полки на заднем плане: там не было ни одной настоящей книги - только муляжи. Авторами тех "произведений" были работники студии: дворники, операторы, плотники.
А.Д.: Коллектив республиканского телевидения на встрече с космонавтом Германом Титовым (на верхнем фото в первом ряду второй справа).
Дикторам приходилось вести все программы республиканского ТВ (штат был очень маленький): выпуск программы "Рисуйте с нами", 1972 год.
Напомним, ранее портал ProKazan.ru писал о том, что после войны в Казань доставили трофейные немецкие фильмы.
Пользователи портала так оценили появление цветного кино в Казани: "Я-то думал, что пленка "Тасма" была такой плохой ... оказывается она делалась на трофейном оборудовании эпохи Первой Мировой", "Технологии СССР не позволяли прямо копировать образцы США или Германии, поэтому все упрощалось как только можно. Колыма была очччень хорошим стимулом "