Неизвестная Казань: улица Волкова с уникальным домом и воспоминаниями жителей

14.01.2019, 10:13 , Служба новостей

Если бы нужно было выбрать самую тихую и скромную улицу Казани, одним из первых кандидатов стала бы улица Волкова - умиротворение во плоти в самом сердце шумного и многолюдного города. Как ни бываешь здесь - всегда мало прохожих, не видно и жильцов местных домов. Ходит один-единственный 29 маршрут с разворотом на Айвазовского. И стоят маленькие домики в два этажа - в снегах или в густой зелени. От этих печальных седых домов веет теплом и сухими травами - и остается на душе свет.

Улица профессоров и поляков

Улица Волкова - одна из старейших в Казани. Местные говорят, что ей более 200 лет. Раньше она носила название Второй горы (как известно, их в Казани было 5). Мы поговорили с местной жительницей, которая живет на ней с самого рождения, и узнали множество любопытных фактов, о которых в книжках не написано.

- Улица старая. Раньше она называлась Профессорским переулком. Потому что здесь в основном жили из университета профессора. И еще он очень часто назывался польским - потому что очень много поляков жило.

- Когда я маленькая была, вот я помню, у нас была булыжная мостовая. Раньше машин мало было - ездили телеги, молоко развозили, мусор собирали. И естественно эти колеса очень здорово шумели. А тротуары у нас были выложены красными кирпичами. А когда начали газ проводить, водопровод, в начале 60-х, все это конечно, убрали.

О революционере Волкове

В настоящее время улица названа в честь революционера-большевика Ивана Николаевича Волкова (А вы, наверняка, думали, что в честь какого-нибудь профессора или научного деятеля?) Он занимался агитационной деятельностью и внес большой вклад в становление советской власти в Казани.

Сын бедных удмуртов Глазовского уезда Вятской губернии, он обладал удивительными умственными способностями и поступил в Глазовскую гимназию. Детство, проведенное в бедности, учеба на медные гроши, постоянные издевательства царских чиновников над "инородцами" - все это еще в гимназии натолкнуло Волкова на революционные мысли. Еще в Глазове он познакомился с марксистской литературой и начал принимать активное участие в деятельности нелегального гимназистского кружка.

Позже Волков поступил в Казанский государственный университет, где его мировоззрение окончательно сформировалось. Он организовал революционный кружок, который стал в Казани одним из самых активных. Несмотря на насыщенную политическую жизнь, Волков все так же оставался в крайней бедности. Он умер на родине, куда приехал больным и совершенно выбившимся из сил, в возрасте 25 лет.

Улица в лицах

В разные времена здесь проживали музыкант Салих Сайдашев, революционный деятель В.Д.Бонч-Бруевич, поэт Велимир Хлебников. Местная жительница из знаменитого дома №42, Людмила Мстиславовна Галкина, рассказала нам о своих воспоминаниях.

- В нашем доме жило много эвакуированных во время войны. Сама лично я помню Бонч-Бруевича. Даже не столько его, сколько его внука. Они жили наверху, и угощали меня белым хлебом со сливочным маслом. Вот это я очень хорошо помню. Я была тогда маленькой.

- Это дом моего прадедушки, профессора Алексея Яковлевича Богородского. Он химик, аналитик, преподавал в КХТИ. Я родилась в этом доме, и так и живу.

Дом Богородского - памятник культурного наследия

Дом Богородского - жемчужина улицы Волкова. Причиной тому не только его историческое и культурное наследие, но и архитектурная составляющая.

Реставратор Екатерина Еремина рассказала об отличительных чертах этого дома.

- Если не вникать в архитектурные особенности, этот дом интересен своей планировкой. На первом этаже у него полностью анфилада, а на втором - нет, просто некоторые помещения соединяются, а некоторые - нет. Интересно, что в подвале - потолок Монье - ребристый. Так же там сохранилась русская печь, есть два разных окна на разной высоте. Таких, как он, в Казани уже не осталось. Он единственный в своем роде.

- Я работаю над проектом реставрации этого дома. Очень много времени здесь провожу. Общаюсь с жителями, нахожу разные интересные вещи. На чердаке, например, я находила старинные журналы, письма. В этот момент чувствуешь себя хранителем времени, в плане того, что ты соприкасаешься с историей, с корнями. Ты начинаешь лучше понимать то время.

Мы тоже очень хорошо это почувствовали, общаясь с Людмилой Мстиславовной. Она поведала нам свои детские воспоминания и показала фотографии.

Сады, коровы и ужасно злой петух

- В военное время как жили? Корова была у моих теток. Куры были и ужасно злой петух, который клевал всех напропалую. В саду мама сажала тыквы, мы варили тыквенную кашу, ели с клюквой. Сад, конечно, имел совершенно другой вид. Раньше это был просто фруктовый сад, с цветами, с сиренью. Никаких помидоров не выращивали. Стояла тут громадная береза. А за садом стояла огромная ветла. Ее пришлось срубить, и на огромном этом пенечке мы в детстве играли.

Валентина Дмитриевна тоже вспоминает про сады, которых теперь, к сожалению, уже нет.

- Наш дом проектировала художница. Раньше здесь были красивые кованые ворота. Сзади сады были. Там у нас по яблоньке, по грушке росло. А сейчас ничего нет. Всю землю отобрали. Оставили по полтора метра вокруг. А когда строили новые вокруг - вбивали сваи отбойным молотком, и наш дом очень сильно ушел вниз. Здесь же гора, пустоты под землей. У нас дом не на фундаменте, а на бутовой подушке. Раньше крыльцо было на метр выше, чем сейчас, до окон дотянуться надо было. А теперь вот так.

Горожане сохраняют исторический центр

Конечно, хочется чтобы все старинный дома стояли вечно. Чтобы радовали своей важностью и красотой. Чтобы стояли живые-живые и крепкие.Чтобы не терял своего особенного облика город. В этом ему помогают все неравнодушные люди - волонтеры проекта «Том Сойер Фест». Идея заключается в том, чтобы привести в порядок внешний вид деревянных домов города общими усилиями горожан и заинтересовать общественность в сохранении деревянной исторической части Казани.

В прошлом году на улице Волкова был проведен ремонт фасадов нескольких домов.

История любви на Волкова

Для некоторых улица Волкова и вовсе сыграла судьбоносную роль. Например, у супругов Габдуллиных. Они рассказали свою историю, связанную с этой улицей.

- Раньше тут был магазин - «Фиалка». Мы ходили туда косметику покупать. Она одна в городе была. Ее все знали. Там продавали рижскую косметику Dzintars. Помады, - рассказывает Гульнара.

- Продуктовый магазин нам нужен был и винный, а не «Фиалка», - смеясь, перебивает ее муж Радис. - У нас денег не было на Dzintars. Вот на перекрестке Айвазовского и Волкова, внизу, был продуктовый. Туда все ходили за свежим хлебом и молоком.

- Волкова - улица нашей молодости, - вспоминает Гульнара, - и, кстати, что самое интересное: так получилось, что мы в огромной Казани с Радисом именно там встретились. Он на Волкова жил, я на Калинина. Встречались и гуляли по Шамовской больнице. В парке.

Улица тайн и чудес

Среди прохожих здесь - студенты, фотографы, художники - творческие люди. Казанский писатель Денис Осокин рассказал о том, что значит для него эта эта улица.

- Если улицы города - это живые проводники, то улица Волкова была для меня когда-то одним из самых любимых и ярких проводников. Я обожал ее в любую погоду, и проходил из конца в конец, заглядывал в окна и во дворы, в улицы-поперечины, приоткрывал двери подъездов и осматривал лестницы, а подниматься чаще не решался, чтобы не скрипеть ступенями и не тревожить жильцов...

- По Волкова ходил самый прекрасный и самый мистический городской маршрут - трамвай № 2 и имел там вдобавок конечную остановку - петлю-разворот. И я осмысливал это место в книге городских эссе 'Город К. Почтамтская улица. Кислицыну Валентину: к заветной карте Казани'. Трамвай номер Два и особенно та Петля - это чистое Пограничье Миров - Единицы и Двойки, Мира и Антимира, Мира Живых и Мира В Котором Всего Полно, Кроме Жизни...

Именно на Волкова, в доме, которого уже нет, режиссер и оператор Сергей Литовец, снимал в 2005 году финальный эпизод для своего короткометражного фильма 'В сломанный микроскоп мы увидим Казань', по сценарию Дениса Осокина. Аннотацию к фильму можно в полной мере отнести и ко всей улице Волкова:

«Городское пространство исполнено тайн и чудесных возможностей. Любовь к городу — ключ к ним. Эта любовь, если очень сильная, превращается в волшебство. Возможности превращаются в способности. Герои фильма — городские волшебники, живущие в разрушаемом сердце Казани.»

И вот мы вновь убеждаемся, что улица Волкова - маленький клад, секрет в сердце казанцев. Улица - проводник в другую эпоху, в которую можно попасть без труда лишь при капельке воображения, и которая надолго подарит ощущения тепла и уюта всем, кто ищет его на улицах города.