С 1 по 5 июня в Казани пройдет XII Международный фестиваль тюркских народов «Науруз». На этот раз, впервые за всю историю фестиваля, он будет посвящен театральному искусству Казахстана. Подробнее о нововведениях и предстоящих постановках рассказал художественный руководитель фестиваля и по совместительству главный режиссер Татарского академического театра имени Г. Камала Фарид Бикчантаев и его приглашенные коллеги.
Экономических проблем при отборе участников не было, но многим театрам все равно пришлось отказать
По словам Фарида Бикчантаева, отбор участников фестиваля был очень жестким. Многим театрам пришлось отказать, правда, причиной этому послужили не экономические проблемы, а принцип «нравится — не нравится».
Помимо самого фестиваля, в приоритете у организаторов стоит завершающая его международная научно-практическая конференция «Вектор развития театра: Восток-Запад».
- Мы действительно хотим, чтобы все не просто сыграли, похлопали, разошлись и уехали... Думаю этот фестиваль даст мощный импульс, потому что он закончится конференцией 5 июня, в которой будут участвовать представители Казахстана, России, Германии, Швеции, Ирана.
Цель конференции — подвести итог фестиваля и дать перспективу на следующий фестиваль и форум.
- Хочется, чтобы фестиваль был неким определяющим местом. Точка, где решались бы российские и евразийские театральные проблемы, - высказал свои пожелания главный режиссер театра имени Г. Камала.
В будущем, возможно, по итогам конференции будет выпущен печатный материал, который отправится к странам-участникам фестиваля.
«Науруз», как способ сохранения всемирной театральной целостности
Председатель коллегии критиков фестиваля, театральный критик, шекспировед и обладатель множества других регалий Алексей Бартошевич уверен, что этот фестиваль является очень важной формой общения и взаимодействия в постсоветском пространстве.
- Какими бы различными не были наши традиции - в наши дни быть замкнутым в своих квартирах, по крайне мере для театра, значит погибнуть и увянуть. Поэтому встреча, общение, фестивали - это одно из главных орудий стремление сохранить всемирную театральную целостность.
Позже Алексей Бартошевич вернулся к этой теме после вопроса о различиях русского и тюрского театра.
- Национальная изоляция — это сама опасное и страшное, что может грозить современному театру. Но мир велик и построен на взаимообщении, хотя существует такая вещь, как реальность мирового театра и каждая культура вносит в это свой вклад. Когда театр одной страны похож на другой — это скучно.
По его словам, создавать проблемный, тематический фестиваль — это правильный путь, так как «Науруз» - «это не сборная солянка, это фестиваль, в основании которого лежит некая целостная идея».
Приглашенная из Казахстана гостья фестиваля Сания Кабдиева очень высоко оценивает уровень казанского фестиваля и говорит о том, что для театральных деятелей Казахстана это событие особенно значимо.
- Мы не просто приехали представлять Казахстан. Это очень серьезный профессиональный экзамен. Я знаю уровень вашего фестиваля. Думаю театры приехали с определенным волнением, потому что это серьезный профессиональный разговор и возможность осознать себя если не в контексте мирового театрального процесса, то хотя бы в рамках тюрского.
К слову, сейчас театральное искусство Казахстана развивается очень быстро. Уже сейчас активно развиваются немецкий, уйгурский, корейский, узбекский театры. Большое значение уделяется и национальным новым формам.
«Науруз» откроет казахский спектакль, поставленный литовцами
Всего в рамках фестиваля «Науруз» в Казани представят 17 спектаклей из 6 стран мира. При этом все спектакли пройдут покажут на родном языке участника.
Откроет фестиваль легенда-миф «Заклятие Коркута» Казахского государственного академического театр драмы имени М.Ауэзова (Алмата), поставленная литовским режиссером Йонасом Вайткусом.
Подробнее о постановке корреспонденту ProKazan.ru рассказал театральный критик, заведующий литературно-драматической частью ТГАТ имени Г. Камала Нияз Игламов
- Есть повод посмотреть, как тюрки ставят классику и как работают с собственным эпосом. Сейчас происходит возвращение к корням. «Заклятие Коркута» - мощнейший эпос, он вполне сопоставим с «Гильгамешем». Этот спектакль знаковый, у него очень много символов.
Что касается реакции публики на новые фестивальные постановки, Нияз Игламов говорит, что утверждать о том, примет их аудитория или нет — очень сложно. Но он уверен, что в казанский зритель готов к подобным фестивальным работам.
- Каждый театр, каждый город имеет свое зрителя. Часть из них настроена на волну знакомства с новым, часть не принимает другой театральный язык. На самом деле сложно сказать. Кто знал, что «Однажды летним днем» или «Ричард» будет идти с большим зрительским интересом, а какие-то вещи, к примеру, «Хай Вахит» провалился в прокате?
Для справки:
В этом году в фестивале «Науруз» зарегистрировано 367 гостей и участников. Спектакли будут представлены на 5 театральных площадках нашего города. По своей концептуальной направленности «Науруз» обходит все остальные театральные фестивали, которые проводятся в республике. Главная миссия «Наурузу» - укрепление театральных связей и взаимное обогащение театральной культуры тюркских и других народов субъектов РФ и зарубежных стран.