В редакцию ProKazan.ru обратилась мать двоих детей из Азнакаево Фания Шайхулова. Женщина вместе с двумя детьми оказалась на улице после того, как ее квартиру отобрали по программе переселения аварийного жилья. Причем, в буквальном смысле: ее дом разобрали, пока семьи не было дома.
Квартиру у семьи отобрали по уже известной схеме. Сначала дом перевели в статус аварийного жилья, после чего исполком подал в суд о лишении права собственности.
- В 2015 году исполком впервые подал на нас в суд, - рассказывает Фания Шайхуллова. - Тогда мы обратились к азнакаевскому оценщику, которая оценила нашу квартиру в 1 миллион 70 тысяч рублей. Но суд отказал в требовании к исполкому, так как были не соблюдены процессуальные моменты. Через полгода они снова подали иск, и обратились к тому же оценщику. Этот же оценщик Ибрагимова, не осматривая нашу квартиру, оценила ее для исполкома уже в 411 тысяч 769 рублей.
Так или иначе, квартира была изъята. Ни наличие малолетних детей, ни то, что эти дети являются собственниками квартиры, суд не убедило. Органы опеки заявили лишь, что проживать в аварийном жилье детям нельзя. Однако куда дети пойдут, никого не волновало.
- Летом, в конце июля, мы уезжали с детьми, дом стоял. Когда в конце августа мы приехали, обнаружили, что дом наполовину разобран. Не было письменного уведомления, на момент сноса дома нас не сняли с регистрации, а наши личные вещи пропали. В акте о сносе дома написано, что с нами заключено соглашение. Я ни один документ не подписывала! Деньги даже наши находились на счете нотариуса!
Фания не случайно называет дом не снесенным, а именно разобранным. По ее словам, части здания, а именно брусы и кирпичи, исполком перепродавал.
- Я слышала, как говорили, что дом надо быстро разобрать до холодов, пока есть желающие купить материалы. Даже сейчас на рынке лежат брусы аварийных домов. Если они настаивают, что дома непригодны для проживания, как можно продавать их части?
Теперь женщина добивается того, чтобы ей дали социальную ипотеку в Казани. По закону она может претендовать на любое жилье в пределах субъекта (республики Татарстан). Однако на деле ей сначала разрешили, а затем отказали в получении социальной ипотеки в Казани.
- Сначала мне разрешили получить квартиру в «Салават Купере». После того, как наши деньги ушли на счет Госжилфонда, мне отказали в квартире. Якобы по программе переселения я могу выбрать жилье только в том месте, где находится старая квартира. Однако программа разработана в соответствии со ст. 185 ФЗ, по которому с согласия собственника, квартиру могут предоставить в любом населенном пункте в пределах субъекта.
Как прокомментировал ProKazan.ru юрист Ильгиз Валеев, получение жилья взамен аварийного производится с соблюдением принципа равноценности - в том же районе или населенном пункте, где находилось аварийное жильё. В случае, если предоставление жилья затруднительно, по согласию гражданина и по его заявлению, жильё может быть предоставлено в другом населённом пункте субъекта.
Комментарий Госжилфонда
Редакция портала ProKazan.ru обратилась в Госжилфонд. Там не стали отрицать, что женщина имеет право вступить в программу социальной ипотеки в Казани и посоветовали обратиться в исполком Казани, либо в общественно-жилищную комиссию предприятия, участвующего в программе. Так как место работы Фании не подходит под этот пункт, остается писать только в исполком.
ProKazan.ru будет следить за развитием событий.